Гиперактивность с дефицитомвнимания у детей: диагностика и лечение

Содержание

Синдром гиперактивности с дефицитом внимания у детей – что делать

Гиперактивность с дефицитомвнимания у детей: диагностика и лечение

Поведение ребенка часто заставляет родителей волноваться. Но речь идет не об обыкновенной распущенности или непослушании, как кажется на первый взгляд посторонним людям.

В некоторых случаях все гораздо сложнее и серьезнее. Такие поведенческие особенности могут провоцироваться особенным состоянием нервной системы.

В медицине она называется синдромом гиперактивности и обычно идет в паре с дефицитом внимания. Укороченная форма ? СДВГ.

Гиперактивные дети доставляют родителем много забот

Что это значит?

Буквально, приставка «гипер» означает «чрезмерно». Ребенку сложно играть одними и теми ж игрушками не просто долгое время, а даже несколько минут. Малыш не может оставаться на месте больше 10 секунд.

При этом дефицит ? это недостаточный уровень концентрации внимания и способности сосредоточиваться у ребенка, что сказывается на постоянном возбуждении, быстрой смене объекта заинтересованности.

Сейчас каждый родитель, прочитавший значение терминов, подумает: «Мой ребенок очень непоседлив, все время задает вопросы, никак не усидит на месте. Может, с ним что-то не так и нужно немедленно обращаться к врачам?».

Определение гиперактивности

На самом деле, дети должны быть в постоянном движении, ведь они познают мир и себя в нем. Но иногда малышу сложно выполнять поставленные задачи,  вовремя успокоиться и даже просто остановиться. И вот здесь необходимо задуматься о причинах.

Является ли отклонение от нормы проблемой?

Прежде всего, подчеркнем, что слово «норма» используем условно. Оно подразумевает комплекс закрепленных навыков типичного поведения. Однако любые отклонения от прописанных параметров не следует воспринимать, как конец света. Родителям очень важно не отчаиваться, а понять ситуацию и помочь ребенку.

Главное задание ? своевременно выявить особенность малыша, не упустить момент и научится правильно руководить ситуацией.

Раннее выявление синдрома гиперактивности

Как показывает практика, до школьного возраста особенности ребенка устанавливаются редко, хотя симптомы присутствуют практически с рождения, так как закладываются генетически. На специфику больше внимания обращают уже педагоги. А некие проявления заметны даже до 3-х лет, в частности:

  • ребенок до года в период бодрствования без остановки движет руками и ногами;
  • малышу сложно играть с одной игрушкой даже незначительный период времени;
  • малыш чрезвычайно эмоциональный, легко впадает в истерику, ему сложно успокоиться, остановиться плакать, орать и т.д.;
  • кажется, что вовсе не реагирует на замечания.

На что родителям обратить внимание

Недостаток внимательности — признак СДВГ

Психологические нарушения, связанные с недостаточным уровнем внимания и гиперактивностью, включают три категории:

  1. Непосредственная невнимательность.
  2. Усиленная активность.
  3. Необычная импульсивность.

Каждая категория имеет ряд поведенческих особенностей. Проблемы преимущественно выявляются комплексно. Поэтому важно понимать, что нельзя ориентироваться только ?а одно какое-то условие. Для того чтоб установить диагноз, необходимо совпадения, как минимум, в трех позициях.

Конкретные признаки проблем со вниманием

На синдром дефицита внимания у детей указывают такие обстоятельства:

  • сложности с акцентированием на деталях, отдельных предметах, картинках;
  • трудности с ведением игровой деятельности;
  • элементарные задания так и остаются не выполненными, например, «Принеси!», «Расскажи!», «Сделай через полчаса» и т.д.;
  • нежелание прикладывать любые усилия и выполнять обязанности;
  • плохая самоорганизация в повседневной жизни: ребенок постоянно опаздывает, не успевает что-нибудь сделать, теряет свои вещи;
  • при групповом разговоре или беседе кажется, что он совсем не слушает;
  • долгий процесс запоминания, но мгновенное отвлечение на посторонние предметы;
  • быстрое переключение на иной род занятий;
  • утрата интереса к предыдущим хобби, к увлечениям.

Условия гиперактивности

Существуют допустимое количество признаков для определения нормального развития ребенка, но оно не должно превышать трех характеристик из указанных:

  • движения могут быть непрерывными, суетливыми: ерзание на кресле, помахивание руками, ногами, складывание пальцев;
  • гиперактивным детям тяжело короткое время быть неподвижными. Исключением не является и официальная обстановка, например, во время обеда или учебы;
      Гиперактивность имеет разные проявления
  •  безудержное бегание, кручение, подскакивание. В старшем возрасте возникает чувство беспокойства;
  • неадекватная шумность в тихих местах;
  • ребенок не смотрит на поведение других детей и людей, не берет с них пример;
  • не реагирует на замечания взрослых;
  • общепринятые воспитательные меры не дают желаемого результата.

Определение импульсивности

Даже одна из названных ниже характеристика является стимулом для беспокойства:

  • ребенок преждевременно отвечает на вопросы;
  • не способен ждать своей очереди в играх или других ситуациях;
  • вмешивается в чужие разговоры.

Другие характеристики

Импульсивность и чрезмерная эмоциональность — признак СДВГ

Нарушения наблюдаются не только в психологических особенностях, но также и в медицинских, физиологических, эмоциональных. Ближе к 5-ти годам у ребенка могут проявляться симптомы такого характера:

  • общее состояние эмоциональной сферы: постоянная тревога, заикание, сложность четко и правильно сформулировать речь, отсутствие спокойного сна и отдыха;
  • нарушение двигательных функций: тики моторные и вокальные. Ребенок непроизвольно издает звуки, делает махи руками или ногами;
  • физиологические условия и сопутствующие медицинские заболевания: постоянные аллергические реакции, расстройства кишечника и мочеиспускания, эпилептические проявления.

Причины гиперактивности

Что делать?

После установления диагноза гиперактивности и синдрома дефицита внимания родители заходят в тупик и задаются вопросом: «Что теперь будет? Как себя вести? Как помочь и правильно лечить ребенка?».

Действительно, проблема требует повышенного внимания и немалых усилий со стороны, как близких родственников, воспитателей, педагогов, так и всего окружения малыша. Поэтому нужно запастись терпением и квалифицированно подходить к воспитанию.

Изменения в мозгу у гиперактивного ребенка

Современная медицина использует много вариантов управления диагнозом. Но все они должны применяться в комплексе. По мере важности среди них выделяются:

  1. Психологическая домашняя помощь ребенку.
  2. Лечение медикаментозными препаратами и народными средствами.
  3. Питание и диета.

Поведенческая терапия

Устранение гипертактивности у ребенка, прежде всего, предвидит создание особенной атмосферы в семье. Только близкие люди могут действительно помочь малышу, научить его контролировать себя. Если специфические педагогические навыки в родственников отсутствуют, можно обратиться за рекомендациями к квалифицированному психологу.

Советы родителям — что делать

Для улучшения поведения психологи советуют:

  1. Создавать комфортную атмосферу в семье. Ребенок не должен слышать оскорбления, ругательства.
  2. Эмоциональное перенапряжение малыша плохо сказывается на его психологическом состоянии. Поэтому он должен всегда ощущать любовь и внимание родителей.
  3. Находить позитивные стороны учебы, всеми способами помогать своему чаду вести себя хорошо дома, в детском саду, а затем и в школе.
  4. При малейшем ощущении усталости малышу необходимо давать возможность отдохнуть, расслабиться, а потом снова можно приступать к занятиям или учебе.
  5. Рассказать о проблеме воспитателям, школьному психологу и учителям. Совместно они посодействуют дальнейшей адаптации в обществе.

Как лечить синдром дефицита внимания у детей

Лечением ребенка занимаются психологи и невропатологи. Они назначают препараты, способные повысить или изменить функционирование соответственных участков головного мозга. Важно только найти действительно компетентного специалиста и довериться ему.

Обычно назначаются такие лекарственные средства:

  1. Витамины и микроэлементы являются обязательными препаратами для коррекционной терапии. Они назначаются с учетом нехватки необходимых ребенку веществ. Позитивный эффект продемонстрировали витамины группы В (в частности, В6, В12), С (аскорбиновая кислота) кальций, магний, лецитин.
  2. Стимуляторы деятельности центральной нервной системы при необходимости назначаются непосредственно специалистом. Они улучшают восприятие ребенка и способствуют передачи сигналов в мозгу.
  3. Антидепрессанты в некоторых случаях помогают ребенку справиться с беспокойством, невниманием, неусидчивостью. Применяются ежедневно определенное количество времени только под присмотром врача.
  4. Народные лекарства успокаивающего действия, такие как отвары и капли ромашки, мелисы, мяты.

Перед применением какого-либо средства можно проконсультироваться в другого специалиста или прочитать отзывы.

Вопросы питания и диеты

Детям с диагнозом СДВГ советуют придерживаться особенной диеты. Поскольку медики считают, что некоторые продукты и напитки обостряют состояние маленьких пациентов.

Правильный рацион — основа лечения СДВГ

В частности, общие рекомендации включают такие советы:

  • Почти полностью исключить потребление сахара и сладостей;
  • Избегать искусственных ароматизаторов, подсластителей, красителей и неестественных жиросодержащих ингредиентов (сладкое, выпечка, колбасы и др.);
  • Употреблять больше цельнозерновых продуктов и отрубей;
  • Потреблять в пищу максимально естественные продукты, блюда домашнего приготовления;
  • Разнообразить ребенку овощное и фруктовое меню, наполнить его капустой разных сортов, морковью, яблоками, цитрусовыми, абрикосами, орехами и т.д. Вся пища должна быть красивой и полезной, без вредных синтетических добавок.

Основные рекомендации родителям

Дети имеют сильную эмоциональную связь со своими родителями. Поэтому корректное поведение самых близких людей и родственников играет важную роль в управлении диагнозом СДВГ.

Придерживайтесь следующих правил:

  1. Никогда не используйте излюбленную родительскую фразу: «У всех дети как дети, а ты…». Этим Вы обижайте своего ребенка, делаете преграду в восприятии иных детей.
  2. Не говорите, что он ленивый и никогда ничего не будет уметь. Таким образом, Вы воспитаете чувство неполноценности и массу комплексов, которые перейдут и на взрослую жизнь.
  3. Хвалите своего малыша за наименьшие старания, говорите, что гордитесь им и он большой умница.
  4. Не ругайте за любой проступок и непослушание. Пытайтесь объяснить, почему это плохо и не стоит так больше делать.
  5. Помогите ребенку планировать день. Для этого Вам самим нужно быть примером во всем. Распорядок дня должен быть постоянным и резко не изменяться.
  6. Много разговаривайте, спрашивайте, о чем ребенок думает и мечтает. Провоцируйте и поддерживайте полноценную беседу, применяйте длинные и полные ответы на вопросы.
      Общение с ребенком — важный фактор устранения СДВГ
  7. Создайте уют и комфорт. Сведите к минимуму отвлекающие предметы.
  8. Не позволяйте слишком много играть на компьютере, поскольку быстрые игры волнуют детей, не дают им сосредоточиться.
  9. Включайте только спокойные мультфильмы и передачи.

Проходит ли проблема со временем

При правильном подходе и лечении проявления гиперактивности и дефицит внимания со временем у ребенка уменьшаются и к подростковому возрасту становятся практически незаметными.

Возможные последствия СДВГ

Однако следует понимать, что полностью исчезнуть диагноз не может.

Он перейдет в скрытую форму или трансформируется, изредка напоминая о себе быстрой сменой настроения, депрессией или невозможностью заняться каким-то одним делом.

Поэтому главная задача родителей и педагогов — к совершеннолетию научить ребенка самостоятельно контролировать свои эмоции и поведение, использовать усилия воли и целеустремленность.

Помните! Детям с дефицитом внимания и гиперактивностью очень нужно постоянно ощущать любовь и ласку. Они не всегда могут быть внимательны сами, но очень хотят, чтобы другие люди с пониманием и внимательностью относились к ним.

Терпение, поддержка и старательность смогут изменить отношение к особенным и по-своему уникальным членам общества!
агрессивный ребёнок развитие ребёнка

Источник: http://detki.guru/psihologiya-rebenka/sindrom-giperaktivnosti-i-defitsita-vnimaniya.html

Сдвг у детей- это проблема, есть ли решение?

Гиперактивность с дефицитомвнимания у детей: диагностика и лечение

Это нормально для детей, иногда забывать сделать домашнюю работу, мечтать во время занятий, действовать, не задумываясь, или нервничать за обеденным столом.

Но невнимательность, импульсивность и гиперактивность являются признаками синдрома дефицита внимания и гиперактивности (ADHD, ADD). СДВГ приводит к проблемам дома, школе, влияет на способность учиться, ладить с другими.

Первым шагом к решению проблемы является предоставление помощи, в которой человек нуждается.

Что такое СДВГ?

Мы все знаем детей, которые не могут сидеть сложа руки, которые никогда, кажется, не слушают, которые не следуют инструкциям, независимо от того, насколько четко вы их представляете, или высказывают несоответствующие комментарии в ненадлежащее время. Иногда этих детей называют нарушителями спокойствия, критикуют за то, что они ленивые, недисциплинированные. Однако это может быть синдром дефицита внимания с гиперактивностью (ADHD), ранее известный как расстройство дефицита внимания, ADD.

Это нормальное поведение или ADHD?

Признаки и симптомы СДВГ обычно появляются до семи лет. Тем не менее, может быть трудно отличить синдром дефицита внимания от нормального «поведения ребенка».

Если заметили только несколько признаков, или симптомы появляются только в некоторых ситуациях, это, вероятно, не ADHD. С другой стороны, если ребенок показывает ряд признаков и симптомов ADHD, которые присутствуют во всех ситуациях — дома, школе, игре — пришло время присмотреться к проблеме.

Как только поймете, что проблемы, с которыми сталкивается ребенок, например, забывчивость, трудности в школе, работайте вместе, чтобы найти творческие решения, извлечь выгоду из сильных сторон.

Мифы и факты о расстройстве дефицита внимания

Миф: все дети с СДВГ гиперактивны.

Факт: Некоторые гиперактивны, но многие другие с проблемами внимания не являются таковыми. Не слишком активные, кажутся мечтательными, немотивированными.

Миф: Никогда не могут сконцентрировать внимание.

Факт: Они часто сосредотачиваются на своих действиях. Но как бы ни старались, не могут сосредоточиться, если задача скучна или повторяется.

Миф: Могут вести себя лучше, если захотят.

Факт: Они делают все возможное, чтобы быть хорошими, но все равно не могут сидеть на месте, сохранять спокойствие, концентрировать внимание. Могут казаться непослушными, но это не значит, что действуют специально.

Миф: дети в конечном итоге перерастут СДВГ.

Факт: ADHD часто продолжается во взрослую жизнь, поэтому не ждите, пока ребенок перерастет проблему.

Лечение поможет научиться минимизировать симптомы.

Миф: лекарство — лучший вариант лечения.

Факт: медикаментозное лечение часто назначается для нарушения дефицита внимания, но это может быть не лучший вариант.

Эффективное лечение СДВГ включает образование, поведенческую терапию, поддержку дома, в школе, физические упражнения, правильное питание.

Основные характеристики СДВГ

Когда многие люди думают о расстройстве дефицита внимания, они воображают неконтролируемого ребенка в постоянном движении, разрушающего все вокруг. Но это не единственная возможная картина.

Некоторые дети сидят спокойно — их вниманием рассеяно на несколько десятков километров. Некоторые слишком много внимания уделяют задаче, не могут переключится на что-то другое. Другие лишь слегка невнимательны, но чрезмерно импульсивны.

Три основные

Три основные характеристики СДВГ — невнимательность, гиперактивность, импульсивность. Знаки и симптомы у ребенка с синдромом дефицита внимания зависят от того, какие характеристики преобладают.

У кого из этих мальчиков может быть СДВГ?

  • А. Гиперактивный мальчик, который говорит безостановочно, не может сидеть спокойно.
  • В. Спокойный мечтатель, сидящий за столом, смотрящий в космос.
  • С. ОбаПравильный ответ: «C»

Дети с СДВГ бывают:

  • Невнимательными, но не гиперактивными или импульсивными.
  • Гиперактивными и импульсивными, но способными обратить внимание.
  • Невнимательными, гиперактивными, импульсивными (наиболее распространенная форма СДВГ).
  • Детей, у которых есть только симптомы дефицита внимания, часто упускают из виду, поскольку они не разрушительны. Однако симптомы невнимательности имеют последствия: отставание в школе; конфликты с другими, игры без правил.

Возрастные трудности

Поскольку мы ожидаем, что очень маленькие дети легко отвлекаются, гиперактивны, это импульсивное поведение — опасный признак, оскорбления других, часто встречается у дошкольников с СДВГ.

Однако в возрасте четырех, пяти лет большинство детей научились обращать внимание на других, спокойно сидеть, когда их инструктировали, не говорить все, что появляется в их головах. Таким образом, к тому времени, когда достигают школьного возраста, те, у кого СДВГ выделяются во всех трех формах поведения: невнимательность, гиперактивность, импульсивность.

Невнимательность признаки

Дело не в том, что дети с СДВГ не могут обратить внимание: когда они делают то, что им нравится, слышат о тех темах, в которых заинтересованы, им не составляет труда сосредоточиться и остаться на задаче. Но когда задача повторяется или скучна, быстро отвлекаются.

Держать задачу — еще одна распространенная проблема. Дети с СДВГ часто переходят от задачи к задаче, не выполняя ни одной из них, или пропускают необходимые шаги в процедурах. Организация школьных занятий и времени для них труднее, чем для остальных.

Также есть проблемы с концентрацией внимания, если вокруг них происходит какая-либо деятельность; обычно нуждаются в спокойной обстановке, чтобы оставаться сосредоточенными.

Симптомы невнимания у детей:

  • Проблемы с сосредоточением; легко отвлекается, им становится скучно с задачей до ее завершения
  • Не слушают других
  • Трудности запоминания, следования инструкциям; не обращают внимания на детали, совершает неосторожные ошибки
  • Проблемы с организацией, планированием, завершением проектов
  • Часто не выполняют домашние задания, не дочитывают книги, теряют игрушки или другие предметы

Гиперчувствительные признаки гиперактивности

Наиболее очевидным признаком СДВГ является гиперактивность. Хотя многие малыши, что естественно, довольно активны, дети с гиперактивными симптомами расстройства дефицита внимания всегда движутся.

Они пытаются сделать несколько вещей одновременно, переходя от одной деятельности к другой. Даже когда вынуждены сидеть неподвижно, что очень трудно, их нога постукивает, дрожит, или пальцы барабанят по столу.

Симптомы гиперактивности:

  • Постоянно в движении
  • С трудом сидит, играет не спокойно
  • Постоянно перемещается, бегает, всюду лезет
  • Чрезмерно разговорчив
  • Быстро обижается, иногда агрессивен

Импульсивные симптомы

Импульсивность детей с СДВГ вызывает проблемы с самоконтролем. Потому что они цензурируют себя меньше, чем другие, будут прерывать разговоры, вторгаться в пространство других людей, задавать нерелевантные вопросы на уроке, делать бестактные наблюдения, задавать слишком личные вопросы.

Инструкциям, таким как «Будь терпеливым», «Подожди немного», в два раза тяжелее следовать, чем другим молодым людям.

Дети с импульсивными признаками и симптомами СДВГ склонны быть капризными, чрезмерно реагировать эмоционально. В результате другие считают ребенка неуважительным, странным, проблемным.

Симптомы импульсивности:

  • Ответы без размышлений
  • Вместо того, чтобы тратить время на решение отвечает в классе, не дожидаясь, чтобы его вызвали или не дослушав вопрос целиком
  • Перебивает разговор или вмешивается в игру других
  • Часто всех прерывает; говорит неправильно, в неподходящее время
  • Неспособен держать сильные эмоции под контролем, что приводит к вспышкам гнева

Действительно ли это ADHD?

Просто потому, что у ребенка есть симптомы невнимания, импульсивности или гиперактивности, вовсе не означает, что у него СДВГ. Некоторые медицинские диагнозы, психологические расстройства, стрессовые жизненные события могут вызывать симптомы, похожие на СДВГ.

Перед тем, как поставить точный диагноз СДВГ, важно, чтобы вы видели, как специалист по психическому здоровью изучает и исключает:

  • Проблемы обучения, чтения, письма, развития двигательных навыков, речи.
  • Основные жизненные события, травматические переживания (например, недавний ход, смерть близкого человека, издевательства, развод).
  • Психологические синдромы, включая тревогу, депрессию, биполярное расстройство.
  • Поведенческие расстройства, такие как сложности поведения, окр.
  • Медицинские показания, включая проблемы с щитовидной железой, неврологические состояния, эпилепсию, нарушения сна.

Положительные эффекты

В дополнение к проблемам, есть у синдрома дефицита внимания положительные стороны:

Творчество — дети с СДВГ могут быть необычайно творческими. Человек, который мечтает, имеет сразу десять разных мыслей, может стать мастером-решателем проблем, фонтаном идей, изобретателем, художником. Они легко отвлекаются, но иногда замечают то, что другие не видят.

Гибкость. Поскольку дети с СДВГ рассматривают множество вариантов сразу, то не останавливаются на одной альтернативе, более открыты для разных идей.

Энтузиазм и спонтанность — Им редко бывает скучно! Интересуются множеством разных вещей. Короче говоря, если они не раздражают вас (даже если раздражают), им очень весело.

Энергия и драйв. Когда они мотивированы, то работают, играют самозабвенно, стремятся к успеху. Очень трудно отвлечь от задачи, которая их интересует, особенно если деятельность является интерактивной или практической.

.

Помощь ребенку с СДВГ

Являются ли симптомы невнимания, гиперактивности, импульсивности следствием СДВГ, но приносят много проблем, если их не лечить. Дети, которые не могут сосредоточиться, контролировать себя, дерутся в школе, часто попадают в неприятности, испытывать трудности общения. Эти разочарования, трудности порождают низкую самооценку, конфликты и стресс для всей семьи.

Лечение существенно влияет на симптомы. При правильной поддержке ребенок может добиться успеха во всех сферах жизни.

Не ждите, получите помощь сейчас

Если маленький человечек борется с симптомами, похожими на ADHD, не выжидайте, что само пройдет, обращайтесь за профессиональной помощью. Вы можете лечить симптомы гиперактивности, невнимательности, импульсивности, не имея диагноза синдрома дефицита внимания.

Начало лечения состоит из включения в терапию, внедрения лучшей диеты, физических упражнений, а также изменение домашней среды для минимизации отвлекающих факторов.

Если подтвержден диагноз СДВГ, работайте с врачом, терапевтом, школой, чтобы составить индивидуальный план лечения, соответствующий конкретным потребностям.

Эффективное лечение детского СДВГ включает в себя поведенческую терапию, родительское образование и обучение, социальную поддержку, помощь в школе.

Лекарства также используются, однако они никогда не должны быть единственным способом избавления от дефицита внимания.

Советы по уходу

Если ваш ребенок гиперактивен, невнимателен или импульсивен, потребуется много энергии, чтобы заставить его или ее слушать, завершить задание, сидеть на месте.

Постоянный контроль становится разочаровывающим и утомительным. Иногда может показаться, что он устраивает шоу.

Однако, есть шаги, которые возможно предпринять, чтобы восстановить контроль над ситуацией, одновременно помогая ребенку максимально использовать свои способности.

  • Синдром дефицита внимания не вызван плохим воспитанием, существуют эффективные стратегии, которые помогают пройти долгий путь исправления поведенческих проблем.
  • Дети с СДВГ нуждаются в структуре, последовательности, четкой коммуникации, а также вознаграждениях положительного поведения. Им требуется много любви, поддержки, поощрения.

Есть много вещей, которые родители могут сделать, чтобы уменьшить признаки и симптомы СДВГ, не жертвуя природной энергией, игривостью, способностью удивляться, уникальными для каждого ребенка.

  • Позаботьтесь о себе, чтобы вы могли заботиться о ребенке. Ешьте здоровую пищу, упражняйтесь, высыпайтесь, найдите способы уменьшить стресс, обратитесь за помощью к семье, друзьям, врачу, учителям.
  • Установите режим дня и придерживайтесь его. Помогите ребенку сосредоточиться и организоваться, следуя ежедневным рутинным процедурам, упрощая расписание, сохраняя работоспособность здоровой деятельностью.
  • Устанавливайте ясные цели. Сделайте правила поведения простыми. Объясните, что произойдет, когда они будут соблюдены или нарушены — и каждый раз выполняйте намеченное: вознаграждайте или наказывайте.
  • Поощряйте физическую нагрузку и сон. Физическая активность улучшает концентрацию, способствует развитию мозга. Что важно для детей с СДВГ, это приводит к улучшению сна, что, в свою очередь, может уменьшить симптомы проблемы.
  • Помогите ребенку правильно питаться. Чтобы управлять симптомами СДВГ, наполните рацион питания здоровой пищей, делайте перекусу каждые три часа, сократите нежелательную и сладкую пищу.
  • Научите его дружить.
  • Помогите стать хорошим слушателем, научите читать лица людей, язык тела, более гармонично взаимодействовать с другими.

Проблемы обучения, как помочь?

СДВГ, очевидно, мешает обучению. Ребенок не можете усваивать информацию или выполнять свою работу, работать на уроках в классе, читать, слушать.

Школьные условия требуют: сидите спокойно. Слушайте тихо. Будьте внимательны. Следуйте инструкциям. Концентрируйтесь. Все то, что дается детям с ADHD большим трудом- не потому, что они не желают, а потому, что их мозг, синдром не позволяют им.

Но это не означает, что они не могут преуспеть в школе. Есть много вещей, которые могут сделать родители и учителя, чтобы помочь школьникам преуспевать в классе.

Помощь начинается с оценки индивидуальных слабых и сильных сторон, затем придумываются креативные стратегии для того, чтобы помочь ему сосредоточиться, справится с задачей, научить концентрации внимания, использовать весь свой потенциал.

Источник: https://ovp1.ru/nejropsihologicheskie/sdvg-u-detej-eto

Дефицит внимания у детей: признаки и коррекция. СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей

Гиперактивность с дефицитомвнимания у детей: диагностика и лечение

Синдром дефицита внимания является самым распространенным неврологическим и поведенческим расстройством. Диагностируется это отклонение у 5% детей. Чаще всего встречается у мальчиков.

Заболевание считается неизлечимым, в большинстве случаев ребенок его просто перерастает. Но бесследно патология не исчезает. Она проявляется асоциальным поведением, депрессиями, биполярными и другими расстройствами.

Чтобы этого избежать, важно вовремя диагностировать дефицит внимания у детей, признаки которого проявляются еще в дошкольном возрасте.

Очень сложно разграничить обычное баловство или невоспитанность от действительно серьезных нарушений в психическом развитии. Проблема еще и в том, что многие родители не хотят признавать, что их ребенок болен. Они считают, что нежелательное поведение пройдет с возрастом. Но такой поход может привести к серьезным последствиям для здоровья и психики ребенка.

Характеристика синдрома дефицита внимания

Данное неврологическое отклонение в развитии стали изучать 150 лет назад. Педагоги и психологи заметили общие симптомы у детей с поведенческими проблемами и отставанием в обучении. Особенно это заметно в коллективе, где ребенку с такой патологией избежать неприятностей просто невозможно, ведь он эмоционально нестабилен и не может себя контролировать.

Ученые выделили такие проблемы в отдельную группу. Патологии присвоили название – “дефицит внимания у детей”. Признаки, лечение, причины появления и последствия до сих пор изучаются. Врачи, педагоги и психологи стараются помочь таким детям. Но пока заболевание считается неизлечимым. Одинаково ли проявляется дефицит внимания у детей? Признаки его позволяют выделить три вида патологии:

  1. Просто дефицит внимания. Ребенок рассеян, медлителен, неспособен концентрироваться на чем-то.
  2. Гиперактивность. Она проявляется вспыльчивостью, импульсивностью и повышенной двигательной активностью.
  3. Смешанный вид. Он встречается чаще всего, поэтому нарушение часто называют синдромом дефицита внимания и гиперактивности – СДВГ.

Почему появляется такая патология?

Ученые до сих пор не могут точно установить причины развития этого заболевания. По многолетним наблюдениям установлено, что появление СДВГ провоцируют следующие факторы:

  • Генетическая предрасположенность.
  • Индивидуальные особенности нервной системы.
  • Плохая экология: загрязненный воздух, вода, бытовые предметы. Особенно вреден свинец.
  • Воздействие токсичных веществ на организм беременной женщины: алкоголя, лекарственных средств, загрязненных пестицидами продуктов.
  • Осложнения и патологии во время вынашивания плода и родовой деятельности.
  • Травмы или инфекционные поражения головного мозга в раннем детстве.

Кстати, иногда патологию может вызвать неблагоприятная психологическая обстановка в семье или неправильный подход к воспитанию.

Как диагностировать СДВГ?

Очень сложно вовремя поставить диагноз “дефицит внимания у детей”. Признаки и симптомы патологии явно заметны, когда уже проявляются проблемы в обучении или поведении ребенка. Чаще всего о наличии расстройства начинают подозревать педагоги или психологи.

Многие родители такие отклонения в поведении списывают на переходный возраст. Но после обследования у психолога можно диагностировать дефицит внимания у детей. Признаки, методы лечения и особенности поведения с таким ребенком родителям лучше подробно изучить.

Только так можно откорректировать поведение и предотвратить более серьезные последствия патологии во взрослом возрасте.

Но для подтверждения диагноза необходимо провести полное обследование. Кроме того, следует наблюдать за ребенком не менее полугода. Ведь симптомы могут совпадать при различных патологиях.

Прежде всего, стоит исключить расстройства зрения и слуха, наличие поражения головного мозга, судорог, отставаний в развитии, воздействие гормональных препаратов или отравление токсичными средствами. Для этого в обследовании ребенка должны участвовать психологи, педиатры, неврологи, гастроэнтерологи, терапевты, логопеды.

Кроме того, расстройства в поведении могут быть ситуативными. Поэтому диагноз ставится только при стойких и регулярных нарушениях, проявляющихся длительное время.

Дефицит внимания у детей: признаки

Как его лечить, ученые еще не до конца выяснили. Сложность в том, что патологию сложно диагностировать. Ведь ее симптомы часто совпадают с обычными отставаниями в развитии и неправильным воспитанием, возможно, избалованностью ребенка. Но есть и определенные критерии, по которым можно выявить патологию. Различают такие признаки синдрома дефицита внимания у детей:

  1. Постоянная забывчивость, невыполнение обещаний и незаконченные дела.
  2. Неспособность концентрировать внимание.
  3. Эмоциональная неустойчивость.
  4. Отсутствующий взгляд, погружение в себя.
  5. Рассеянность, которая проявляется в том, что ребенок все время что-то теряет.
  6. Такие дети не способны сосредоточиться на каком-то одном занятии. Они не справляются с делами, в которых требуются умственные усилия.
  7. Ребенок часто отвлекается.
  8. У него проявляются нарушение памяти и отставание в умственном развитии.

Гиперактивность у детей

Часто синдром дефицита внимания сопровождается повышенной двигательной активностью и импульсивностью. В этом случае еще сложнее поставить диагноз, так как такие малыши обычно не отстают в развитии, а их поведение принимается за невоспитанность. Как же в этом случае проявляется дефицит внимания у детей? Признаки гиперактивности такие:

  • Чрезмерная болтливость, неспособность выслушать собеседника.
  • Постоянные беспокойные движения стопами и кистями.
  • Ребенок не может спокойно сидеть, часто вскакивает.
  • Бесцельные движения в ситуациях, когда они неуместны. Речь идет о беготне, прыжках.
  • Бесцеремонное вмешательство в чужие игры, разговоры, занятия.
  • Двигательная активность продолжается даже во время сна.

Такие дети импульсивные, упрямые, капризные и неуравновешенные. У них отсутствует самодисциплина. Они не могут себя контролировать.

Нарушения в состоянии здоровья

Не только в поведении проявляется дефицит внимания у детей. Признаки его заметны в различных нарушениях психического и физического здоровья.

Чаще всего это заметно по появлению депрессий, страхов, маниакального поведения или нервного тика. Последствиями такого расстройства являются заикание или энурез.

У детей с дефицитом внимания снижет аппетит или наблюдаться расстройства сна. Они жалуются на частые головные боли, утомляемость.

Последствия патологии

У детей с таким диагнозом неизбежны проблемы в общении, обучении, а часто и в состоянии здоровья. Окружающие осуждают такого ребенка, считая его отклонения в поведении капризами и невоспитанностью. Это часто приводит к низкой самооценке и озлобленности.

Такие дети рано начинают употреблять алкоголь, наркотики, курить. В подростковом возрасте у них проявляется асоциальное поведение. Они часто получают травмы, вступают в драки. Такие подростки могут быть жестоки с животными и даже с людьми. Иногда они готовы даже убить.

Кроме того, у них часто проявляются психические расстройства.

Как синдром проявляется у взрослых?

С возрастом симптомы патологии немного стихают. Многим удается адаптироваться к обычной жизни. Но чаще всего признаки патологии сохраняются. Остается суетливость, постоянная тревожность и беспокойство, раздражительность и пониженная самооценка.

Отношения с людьми ухудшаются, часто больные находятся в постоянной депрессии. Иногда наблюдаются маниакальные расстройства, которые могут перерасти в шизофрению. Многие больные находят успокоение в алкоголе или наркотиках.

Поэтому часто заболевание приводит к полной деградации человека.

Как лечить дефицит внимания у детей?

Признаки патологии могут быть выражены по-разному. Иногда ребенок приспосабливается, и расстройство становится менее заметным.

Но в большинстве случаев рекомендуется заболевание лечить, чтобы улучшить жизнь не только больному, но и окружающим. Хотя патология считается неизлечимой, определенные меры все же принимаются.

Каждому ребенку они выбираются индивидуально. Чаще всего это такие методы:

  1. Медикаментозное лечение.
  2. Коррекция поведения.
  3. Психотерапия.
  4. Особая диета, исключающая искусственные добавки, красители, аллергены и кофеин.
  5. Физиотерапевтические процедуры – магнитотерапия или транскраниальная микротоковая стимуляция.
  6. Альтернативные методы лечения – йога, медитация.

Коррекция поведения

Сейчас все чаще встречается дефицит внимания у детей. Признаки и коррекция этой патологии должны быть известны всем взрослым, которые общаются с больным ребенком.

Считается, что полностью вылечить заболевание невозможно, но можно скорректировать поведение детей, облегчить им адаптацию в обществе.

Для этого необходимо участие всех людей, окружающих ребенка, особенно родителей и учителей.

Эффективны регулярные занятия с психологом. Они помогут ребенку преодолевать желание действовать импульсивно, держать себя в руках и правильно реагировать на обиду.

Для этого используются различные упражнения, моделируются коммуникативные ситуации. Очень полезна релаксационная методика, которая помогает снять напряжение. Родителям и педагогам необходимо постоянно поощрять правильное поведение таких детей.

Только положительная реакция поможет им надолго запомнить, как нужно действовать.

Медикаментозное лечение

Большинство препаратов, которые могут помочь ребенку с дефицитом внимания, имеют множество побочных действий. Поэтому такое лечение применяется нечасто, в основном в запущенных случаях, при сильных неврологических и поведенческих отклонениях.

Чаще всего назначаются психостимуляторы и ноотропные средства, которые воздействуют на головной мозг, способствуют нормализации внимания и улучшают кровоснабжение. Применяются также антидепрессанты и успокоительные средства, чтобы снизить гиперактивность.

Самыми распространенными лекарствами для лечения СДВГ являются следующие препараты: “Метилфенидат”, “Имипрамин”, “Ноотропин”, “Фокалин”, “Церебролизин”, “Декседрин”, “Страттера”.

Советы для родителей

Совместными усилиями педагогов, психологов и других специалистов можно помочь ребенку. Но основная работа ложится на плечи родителей ребенка. Только так можно преодолеть дефицит внимания у детей. Признаки и лечение патологии взрослым обязательно нужно изучить. А в общении с ребенком соблюдать определенные правила:

  • Проводить больше времени с малышом, играть и заниматься с ним.
  • Показывать, как сильно его любят.
  • Не давать ребенку сложных и непосильных заданий. Объяснения должны быть четкими и понятными, а задачи – быстро выполнимыми.
  • Постоянно повышать самооценку ребенка.
  • Детям с гиперактивностью необходимо заниматься спортом.
  • Нужно соблюдать строгий режим дня.
  • Нежелательное поведение ребенка нужно мягко пресекать, а правильные поступки поощрять.
  • Нельзя допускать переутомления. Дети обязательно должны достаточно отдыхать.
  • Родителям необходимо сохранять спокойствие в любых ситуациях, чтобы быть примером для малыша.
  • Для обучения лучше найти такую школу, где возможен индивидуальный подход. В некоторых случаях возможно домашнее обучение.

Только комплексный подход к воспитанию поможет ребенку адаптироваться к взрослой жизни и преодолеть последствия патологии.

Источник: http://fb.ru/article/275905/defitsit-vnimaniya-u-detey-priznaki-i-korrektsiya-sdvg---sindrom-defitsita-vnimaniya-i-giperaktivnosti-u-detey

Сдвг – синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей

Гиперактивность с дефицитомвнимания у детей: диагностика и лечение

Воспитывать ребенка с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) нелегко.

Вас может сердить и расстраивать поведение и плохая учеба Вашего ребенка, у Вас может сложиться впечатление, что Вы – плохой родитель. Эти чувства вполне понятны, но неоправданны.

  СДВГ – это заболевание, и оно не является следствием плохого воспитания. СДВГ можно эффективно лечить, и, понимая состояние Вашего ребенка, Вы можете помочь ему!

Что такое СДВГ у детей: краткая характеристика

Дети с СДВГ испытывают трудности в концентрации внимания и в связи с этим не всегда могут справлять с учебными заданиями. Они делают ошибки по невнимательности, не обращают внимания и не слушают объяснений.

Иногда они могут проявлять чрезмерную подвижность, вертеться, вставать, совершать много ненужных действий, вместо того, чтобы сидеть спокойно и сосредоточиться на учебе или других занятиях. Такое поведение бывает неприемлемым в классе и создает проблемы как в школе, так и дома.

Такие дети часто имеют низкую успеваемость и часто считаются озорными, непослушными, «терроризирующими» семью и сверстников в школе. При этом, они сами могут страдать от низкой самооценки, им трудно заводить друзей и дружить с другими детьми.

На самом деле причиной вышеуказанного поведения является недостаток определенных биологически активных веществ в некоторых отделах головного мозга.

Часто ли встречается СДВГ?

По данным Американской Психиатрической Ассоциации, СДВГ является распространенным расстройством, которое встречается у 3-7% детей школьного возраста.

Чем поведение детей с СДВГ отличается от поведения других детей?

Особенности поведения при СДВГ – характеристика делится на три категории:

1. Симптомы невнимательности. Такие дети легко отвлекаются, забывчивы, с трудом сосредотачивают свое внимание. У них возникают проблемы с выполнением заданий, организаци5екй и соблюдением инструкций. Складывается вп5чатление, что они не слушают, когда им что-то говорят. Они часто делают ошибки из-за невнимательности, теряют свои школьные принадлежности и прочие вещи.

2. Симптомы гиперактивности. Дети кажутся нетерпеливыми, избыточно общительными, суетливыми, не могут долго усидеть на месте. В классе они стремятся сорваться с места в неподходящее время. Говоря образно, они все время в движении, как будто заведенные.

3. Симптомы импульсивности.

Очень часто на занятиях в классе подростки и дети с СДВГ выкрикивают ответ до того, как учитель закончит свой вопрос, постоянно перебивают, когда говорят другие, им трудно дождаться своей очереди.

Они не в состоянии отложить получение удовольствия. Если они чего-то хотят, то они должны получить это в тот же момент, не поддаваясь на разнообразные уговоры.

Ваш лечащий врач обладает всей необходимой информацией об СДВГ и может поставить правильный диагноз, основываясь на имеющихся в его распоряжении диагностических критериях.

Как выявляют СДВГ?

Все дети иногда могут быть невнимательными или гиперактивными, так что же отличает детей с СДВГ?

СДВГ выявляется, если поведение ребенка отличается от поведения других детей того же возраста и уровня развития в течении достаточно длительного времени, как минимум 6 месяцев.

Эти особенности поведения возникают до 7 лет, в дальнейшем они проявляются в различных социальных ситуациях и отрицательно сказываются на внутрисемейных отношениях. Если симптомы СДВГ выражены значительно, это приводит к социальной дезадаптации ребенка в школе и дома.

Ребенок должен быть тщательно обследован врачом для исключения других заболеваний, которые также могут обуславливать эти нарушения поведения.

В зависимости от основных нарушений, врачи могут диагностировать СДВГ с преобладанием невнимательности, гиперактивности и импульсивности или комбинированный тип.

Какие заболевания могут сопровождать СДВГ?

У некоторых детей выявляются другие заболевания, которые сопутствуют этому расстройству. Они включают:

  • Расстройства развития учебных навыков, которые приводят к тому, что успеваемость у ребенка значительно ниже, чем у сверстников.
  • Вызывающее оппозиционное расстройство, которое проявляется умышленным непослушанием, враждебным и даже буйным поведением.
  • Эмоциональные расстройства, когда ребенок чувствует упадок сил, становится нервным, плаксивым. У беспокойного ребенка может пропадать желание играть с другими детьми. Такой ребенок может быть слишком несамостоятельным.
  • Тики так же могут сопутствовать СДВГ. Проявление тиков разнообразно: подергивание мышц лица, длительное сопение или подергивание головой и т. д. Иногда при сильных тиках могут возникать внезапные выкрикивания, что нарушает социальную адаптацию ребенка. 
  • Так же у ребенка может быть выявлена задержка психоречевого развития или психического развития (ЗПРР или ЗПР)

Каковы причины СДВГ?

Точная причина СДВГ до настоящего времени не ясна. Однако специалисты считают, что симптомы СДВГ могут быть обусловлены комплексом факторов. Вот некоторые из них:

– СДВГ имеет тенденцию передаваться по наследству, что указывает на генетическую природу этого заболевания.

– Есть основания предполагать, что употребление алкоголя и курение во время беременности, преждевременные роды и недоношенность могут также увеличивать вероятность развития у ребенка СДВГ (4, 5).

– Травмы головного мозга и инфекционные заболевания мозга в раннем детстве также создают предрасположенность к развитию СДВГ.

В основе механизма развития СДВГ лежит дефицит определенных химических веществ (дофамина и норадреналина) в некоторых областях головного мозга. Эти данные подчеркивают тот факт, что СДВГ – это заболевание, требующее соответствующей диагностики и правильного лечения.

Проходит ли СДВГ с течением времени?

Симптомы гиперактивности и импульсивности у взрослых отходят на второй план.

Во взрослом возрасте СДВГ может проявлять отсутствием рационального планирования своего времени, плохой памятью, низкой академической успеваемостью и, как следствие, низким уровнем достижений в профессиональной сфере. У взрослых с СДВГ могут возникать проблемы с зависимостью от психоактивных веществ, наркоманией, депрессией.

Я очень устаю от того, как ведет себя мой ребенок. это моя вина?

Поведение ребенка при СДВГ может быть крайне невыносимым. Оно часто заставляет родителей испытывать вину и стыд. Наличие у ребенка СДВГ не означает, что Вы плохо его воспитали.

СДВГ – это заболевание, требующее надлежащей диагностики и правильного лечения. При эффективном лечении можно нормализовать поведение в школе и дома, повысить самооценку ребенка, облегчить ему социальное взаимодействие с другими детьми и взрослыми, т. е.

помочь ребенку раскрыть свой потенциал и вернуть его к полноценной жизни.

Чем я могу помочь своему ребенку, если он страдает СДВГ?

Вооружитесь знаниями и правильным пониманием СДВГ! Существует достаточно много источников, из которых Вы можете почерпнуть полезную информацию. Ребенок с СДВГ нуждается в соответствующем наблюдении врача, в том числе психолога. Одной из сторон лечения является психологическая помощь и поддержка ребенка.

Поговорите с учителями Вашего ребенка о его поведении. Убедитесь, что они понимают, что происходит, и так Вы поможете своему ребенку.

Как лечить СДВГ?

Наиболее оптимальным является комбинированное лечение, заключающееся в сочетании лекарственной терапии и психологической коррекции.

У моего ребенка диагноз сдвг. что это означает?

Не все люди понимают, что СДВГ – это заболевание, и некоторые видят в этом необоснованный «ярлык». Временами родителям бывает трудно принять, что их ребенок болен и они бывают возмущены диагнозом. Иногда родители полагают, что они сами виноваты в этом диагнозе, так как были плохими или невнимательными родителями.

Важно понимать, что СДВГ – это заболевание. С помощью лечения можно улучшить учебу, социальную адаптацию ребенка, способность заводить друзей и поддерживать дружбу. Правильное лечение может снизить напряженность в семье, нормализовать жизнь дома и сделать ее приятной для всех членов семьи.

Самое важное заключается в том, что эффективное лечение ребенка с СДВГ повышает его шансы на здоровое, счастливое и плодотворное будущее без каких либо проблем. Если Вы обеспокоены наличием этого заболевания и его последствиями для Вашей семьи, поговорите со специалистом, который расскажет Вам про это заболевание.

Откладывание лечения из-за недостаточного понимания проблемы – это, безусловно, неправильно для Вашего ребенка.

Как мне вести себя дома, если у моего ребенка СДВГ?

1. Вырабатывайте позитивное отношение.

Дети и подростки с СДВГ болезненно реагируют на критику. Вместо того, чтобы критиковать ребенка и говорить ему, что он НЕ должен делать, обратите свои замечания в более позитивную сторону и скажите ребенку, что ему СЛЕДУЕТ делать.

Например, вместо: «Не бросай свою одежду на пол», – попробуйте сказать: « Давай я помогу тебе убрать одежду».
Помогите своему ребенку развивать привычку к позитивным мыслям.

Например, вместо мысли: «Я не могу это сделать», помогите ему настроиться на то, что ему сделать по силам: «Я могу сделать это!»

2. Не скупитесь на похвалу.

Дети расцветают, когда родители их хвалят. Например: «Ты сегодня сделал домашнюю работу хорошо и быстро», или: «Я горжусь тобой».
Все мы иногда совершаем ошибки и небольшие проступки. Вместо того, чтобы сердиться, когда Ваш ребенок что-то испортил, скажите что-нибудь вроде: «Не переживай, это можно починить».

3. Помогите своему ребенку не волноваться.

Такие занятия, как спокойные игры, прослушивание приятной музыки, принятие ванны, помогут Вашему ребенку успокоиться, когда он раздражен или разочарован.

4. Составьте для ребенка простые и ясные правила. Детям нужен определенный распорядок. С его помощью они знают, когда и что им нужно сделать, и чувствуют себя спокойнее. Выполняйте ежедневные дела в одно и то же время дня.

– Обедайте и ужинайте в одно и то же время. – Помогите ребенку не откладывать дела, которые обязательно нужно сделать. – Ведите список важных дел.

– Учите ребенка планировать свой день. Начните с того, чтобы собирать школьные принадлежности заранее.

5. Больше общайтесь.

Разговаривайте со своим ребенком. Обсуждайте с ним разные темы, – что случилось в школе, что он видел в кино или по телевизору. Узнайте, что думает ребенок.

Задавайте открытые вопросы, которые предполагают рассказ, а не односложный ответ. Когда Вы задаете ребенку вопрос, дайте ему время подумать и ответить.

Не отвечайте за него! Слушайте, когда он говорит с Вами, и давайте позитивные комментарии. Пусть Ваш ребенок почувствует, что он и его дела Вам интересны.

6. Ограничьте количество отвлекающих факторов и контролируйте работу ребенка. Когда Вашему ребенку необходимо сосредоточиться на выполнении задания, ему необходимы особые условия. Уменьшение отвлекающих факторов поможет лучше сконцентрироваться.

– Убедитесь, что у Вашего ребенка достаточно возможности «выпустить пар». Часто детям требуется передышка между школой и домашней работой. – Удостоверьтесь, что ребенок понимает, что от него требуется при выполнении задания.

– Некоторые задания нужно разбить на несколько частей, чтобы сделать их выполнимыми. – При необходимости контролируйте занятия и домашние дела.

– Регулярные перерывы позволят ребенку отдохнуть и затем снова сосредоточиться.

7. Правильно реагируйте на плохое поведение.

– Объясните, что именно Вас рассердило в его поведении. – Избегайте обобщений (например, вместо: «Ты никогда меня не слушаешь», скажите: «Я сержусь, потому что ты сейчас меня не слушал»).

– Наказание должно быть справедливым и соответствовать по своей строгости совершенному проступку. – Не вступайте в споры с ребенком.

– Будьте непреклонны в своих решениях, но не прибегайте к тактике угроз.

Ясные правила и определенный распорядок дня облегчат принятие ребенком норм поведения.

8. Отдыхайте сами. Иногда Вам тоже нужен отдых и время для себя. Пригласите кого-нибудь посидеть с ребенком или отправьте ребенка к заслуживающему доверия другу.

9. Если Вы чувствуете, что не справляетесь, поговорите с врачом, который даст необходимый совет.

Родителям необходимо помнить, что эффективное лечение СДВГ преполагает тщательное обследование ребенка специалистом, поскольку симптомы СДВГ могут возникать вторично, как результат другого заболевания. В этих случаях лечение исключительно симптоматики СДВГ будет неэффективным.

Материал предоставлен команией Eli Lilly.

Источник: http://www.nevromed.ru/stati/sdvg_el

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.