К вопросу лечения детей с задержкой психического развития

Содержание

Коррекционная работа и лечение детей с ЗПР

К вопросу лечения детей с задержкой психического развития

Дошкольный период – основной в становлении психических процессов и личностного развития человека. Если в это время дошкольник не получает достаточного педагогического внимания, страдает его интеллект и эмоционально-волевая сфера. Упущенное время невозможно полностью компенсировать даже интенсивной коррекцией, особенно при задержке психического развития (ЗПР).

Немногие родители могут вовремя заподозрить нарушение у своего малыша. Дело в том, что часто не уделяется должного внимания первым признакам задержки психического развития, потому как сильного различия со сверстниками нет.

Дошкольник немного позднее начинает ходить, говорить и управляться с предметами. Его нервная система излишне возбудима, внимание неустойчиво, из-за чего страдает поведение.

Основные психические проблемы начинаются в младшем школьном возрасте, когда ребенок не может справиться с обычной программой обучения, именно тогда зачастую и диагностируется задержка психического развития.

Причинами задержки принято считать органические поражения ЦНС, соматические психогенные нарушения, педагогическую запущенность. Коррекционная работа с детьми с ЗПР проходит в специальных группах, где есть педагоги-дефектологи. Группы коррекции могут создаваться не только в специализированных учреждениях, но и в обычных детских садах.

Коррекционная работа

Коррекция детей с ЗПР направлена на изменение структуры психической деятельности, чтобы исправить или хотя бы уменьшить задержку в развитии. Она требует постоянной диагностики для понимания, насколько успешно проходит реабилитация. В зависимости от полученных результатов составляется эффективная коррекционная программа работы для детей с ЗПР.

Другой важный принцип коррекции – совместная работа психолога, педагога, логопеда и медицинского работника. Крайне необходима обратная связь с родителями.

Должна быть создана эффективная среда вокруг малыша с задержкой психического развития, в которой его возможности и особенности проявятся в полной мере. Важно поддерживать положительный фон общения не только с педагогом, но и в семье.

Общие требования к программам

Программы коррекции детей с ЗПР составляются педагогами-дефектологами. Единой формулы устранения психической задержки не может быть, ведь она у всех проявляется по-разному. При создании подходящей программы реабилитации детей ЗПР учитывается:

  • Вид дефекта,
  • Уровень текущего развития,
  • Индивидуальные особенности,
  • Насколько вовремя применяется коррекция.

Программа коррекции ЗПР у дошкольников должна включать в себя важные компоненты:

  • Диагностику уровня развития основных психических процессов.
  • Основное развитие (сенсорика, мышление, восприятие, интеллект).
  • Коррекцию эмоционально-волевой сферы.
  • Развитие речи, исправление ее дефектов.
  • Коммуникации среди сверстников и взрослых.

Важно! Для эффективных коррекционных занятий с ЗПР малыш должен иметь мотивацию и позитивный настрой.

План коррекционных занятий для детей с ЗПР ориентирован на исправление основных психических процессов:

Психический процессТочка развития при коррекции
Внимание
  • Увеличение объема внимания и его концентрации.
  • Распределение между разными типами деятельности и переключение.
  • Поддержание большей устойчивости за счет мыслительной и творческой работы.
  • Повышение наблюдательности и произвольности.
Восприятие
  • Улучшение предметно-исследовательской деятельности.
  • Формирование целостного восприятия.
  • Овладение сенсорными эталонами.
  • Совершенствование мелкой моторики, координации.
  • Улучшение восприятия пространства и ориентировки в нем.
Память
  • Развитие образности.
  • Улучшение словесной произвольной памяти.
Мышление
  • Формирование наглядно-действенного, наглядно-образного мышления.
  • Освоение сравнения, обобщения.
  • Развитие понимания причинно-следственных связей.
Речь
  • Устранение дефектов произношения.
  • Расширение словарного запаса.
  • Совершенствование смысловой стороны речи.

Методики коррекционной работы с дошкольниками

Методики диагностики и коррекции задержки психического развития подбираются индивидуально, их существует большое количество. Они классифицируются в зависимости от направленности и возраста. Так, существуют методики коррекции:

  • Эмоционально-волевой сферы.
  • Внимания.
  • Восприятия.
  • Речи и пр.

В качестве примера можно привести  упражнения при задержке психического развития на коррекцию мышления в старшем дошкольном возрасте:

  • Упражнение «Найди тайник». Малышу выдается карта помещения, на которой отмечено местонахождение «клада». Он должен отыскать его, опираясь на предоставленную схему.
  • Игра «Угадай предмет». Педагог загадывает предмет. Дети задают вопросы о его свойствах и пытаются отгадать, что это.
  • Игра «Маски». На одного из участников одевают маску животного. Задача остальных — без слов показать этого зверя, а тот, на ком надета маска, должен его отгадать.

Для коррекции сферы воображения:

  • Упражнение «Сказочные звери». Ведущий вспоминает животное из сказки, но не называет, а рассказывает своими словами о нем. Остальные должны отгадать зверя.
  • Упражнение «Завершение рисунка». Дошкольнику выдается незавершенный рисунок. Его задача – дорисовать на свое усмотрение.
  • Игра «Лепестки». Педагог выдает участникам лепестки разного цвета, каждый выбирает понравившийся. Задача – рассказать, что произойдет с этим лепестком дальше.
  • Игра «Необыкновенное животное». Дети рисуют вымышленных зверей. После воспитатель просит назвать имя необычного зверя и рассказать историю о нем.

В коррекции следует уделять большое внимание всем видам деятельности, связанным с мелкой моторикой рук. Сюда относятся лепка, рисование, аппликация, мозаика и пр. Повышение чувствительности кончиков пальцев способствует формированию всех психических процессов. Дидактические игры направлены на коррекцию задержки развития эмоционально-волевой сферы, личностного развития.

Внимание! Родители и коррекционный педагог должны работать сообща. Успехи от занятий в группе нужно обязательно закреплять дома.

Медикаментозное лечение ЗПР

Залог успеха в лечении ЗПР у детей – длительное сопровождение медиком, педагогом и психологом. Если есть необходимость, к коррекции задержки развития подключаются невролог, психиатр, логопед, дефектолог и другие специалисты.

При небольшом отставании бывает достаточно простого лечения ЗПР у детей и психотерапии. Если отклонение значительное и затрагивает ЦНС, потребуется серьезная врачебная помощь.

Оценить необходимость приема медикаментов при ЗПР у детей, симптомы и лечение сможет только квалифицированный в этой области специалист.

Для лечения задержки психического развития применяются следующие препараты:

Название лекарстваВоздействие на дошкольников с задержкой психического развития
Пирацетам
  • Стимуляция памяти.
  • Улучшение внимания и концентрации.
  • При повышенной возбудимости противопоказан.
Церебролизин
  • Улучшение памяти.
  • Совершенствование речи.
  • Перед применением следует проверить здоровье, потому как препарат имеет множество противопоказаний. Часто назначается при диагнозе «аутизм».
Глицин
  • Улучшает сон.
  • Стимулирует деятельность ЦНС.
  • Помогает снизить гиперактивность.
Энцефабол
  • Стимулирует ЦНС, показан при заторможенности.
  • Улучшает память и внимание.
  • Способствует развитию речи.
Нейромультивит
  • Повышает концентрацию внимания.
  • Снижает возбудимость.
  • В сочетании с другими лекарствами помогает при задержке речевого развития.
Элькар
  • Улучшает речевое развитие.
  • Стимулирует работу ЦНС.
  • Повышает возбудимость, поэтому перед сном его пить нельзя.

Ответить на вопрос, поддается ли лечению задержка психического развития, сможет только наблюдающий врач. Родителям важно отслеживать состояние дошкольника, активно принимать участие в его реабилитации. При ЗПР лечение и прогнозы полностью зависят от поставленного диагноза.

Рекомендации родителям дошкольников с ЗПР

При задержке психического развития у детей лечение и результативность работы во многом зависят от позиции родителей. Если они понимают всю степень своей ответственности за будущее ребенка и участвуют в коррекции, эффективность будет значительно выше.

Родителям можно посоветовать:

  1. Не стесняться обращаться за помощью к профильным специалистам. В том, что малыш страдает задержкой психического развития, нет ничего постыдного.
  2. Общаться с родителями, которые имеют сходные проблемы. Сейчас, в век интернета, найти подобные сообщества не составит труда.
  3. Поощрять общение со сверстниками. Самим уделять достаточно времени, чтобы дошкольник не чувствовал себя одиноким.
  4. Не жалеть его за то, что он не такой как все. Лучше вообще не акцентировать на этом внимания. Общаться нужно так, будто у него нет никаких нарушений.
  5. Поручать бытовые дела, уход за домашними питомцами, хвалить за стремление к самообслуживанию.
  6. Разговаривать простыми фразами, с четко выраженной мыслью. Спокойно объяснять причину своего отказа в просьбе.
  7. Нужно говорить с малышом и внимательно его выслушивать. Если он допускает ошибку, поправлять нужно корректно, без насмешек или нетерпения.
  8. Развивать все сферы психической деятельности. Педагог даст нужные упражнения, проводить их нужно регулярно.
  9. Полезно вести дневник, в котором отмечаются все успехи дошкольника. Он поможет родителю и воспитателю найти больные точки и провести коррекцию.

Если лечение задержки психического развития ребенка начато к 3-4 годам, вторичные психические отклонения, скорее всего, не проявятся. Дети, посещающие дошкольные учреждения, регулярно проходят психологическую диагностику. Задержка психического развития у них выявляется рано и может быть эффективно подвергнута коррекции.

018

Источник: https://onlymama.ru/osobye-deti/zaderzhka-psihicheskogo-razvitiya/lechenie-i-korrektsiya-zaderzhki-psihicheskogo-razvitiya-zpr/

Задержка психического развития

К вопросу лечения детей с задержкой психического развития

Симптомы задержки психического развития | Причины задержки психического развития | Диагностика задержки речевого развития | Лечение задержки психического развития

Задержка психического развития – отставание в формировании нервно-психических навыков и умений ребенка применительно конкретному возрасту.

Симптомы задержки психического развития

Педиатры выделяют нормы психического развития в каждом возрасте. Особенно важен период младенчества. В это время активно меняется анатомия и физиология головного мозга. Ребенок приобретает навыки и умения, позволяющие ему адаптироваться к внешнему миру, становится все более самостоятельным.

Родителям следует внимательно следить за всеми этапами развития ребенка, соотносить их с нормами психического развития в каждом возрасте. Периодические консультации опытного педиатра помогут вовремя отследить наметившееся отставание и предупредить его.

При этом всегда остается вероятность индивидуальной особенности развития конкретного ребенка. Отставание от существующих норм должно насторожить и стать поводом для обращения к специалисту.

Подтвердить или опровергнуть вероятность наличия задержки психического развития возможно только после обследования.

Задержка психического развития (ЗПР) часто обусловлена нарушениями в центральной нервной системе, поэтому для постановки диагноза недостаточно одной лишь клинической картины.

В Центре «Дети Индиго»маленьких пациентов обследуют на аппарате амплитудно-частотной диагностики с дальнейшей расширенной консультацией профильных специалистов. Оборудование позволяет выявить наличие патологии на ранней стадии, оценить степень тяжести заболевания, составить прогноз лечения.

Причины задержки психического развития

Причины ЗПР могут носить эндогенный характер, когда заболевание обусловлено наличием патологии центральной нервной системы. А также к задержке психического развития может привести недостаточное педагогическое влияние внешнего мира.

Причины ЗПР, связанные с повреждением центральной нервной системы

Гидроцефалия. Чрезмерное увеличение количества спинномозговой жидкости в полости черепа, в просторечии – водянка мозга. Признаком наличия заболевания может быть увеличенный объем черепа, косоглазие, нарушение слуха.

Однако нередко заболевание протекает в скрытой форме, выдавая себя лишь в периоды обострения, и не имеет столь очевидных признаков. Насторожить должны такие проявления как носовые кровотечения, головные боли, нарушение сна, истерики, ЗПР, снижение памяти, интеллектуальных способностей, агрессия, высокая отвлекаемость и т.д.

Лучшим вариантом будет плановое обследование ребенка, позволяющее исключить патологию на физиологическом уровне.

Родовые травмы. Причиной практически всех заболеваний психомоторного развития является повреждение головного мозга. Родовые травмы среди прочих причин занимают первые места. Сюда же относятся стремительные роды, преждевременные роды, кесарево сечение, обвитие пуповиной, асфиксия и т.д.

Перинатальная патология ЦНС. Группа факторов риска, которые могут привести к повреждению центральной нервной системы: инфекции, угрозы прерывания беременности, недостаток кислорода (гипоксия), прием медикаментов в ходе беременности и прочие виды интоксикации организма.

Перечисленные органические причины ЗПР приводят к нарушению функциональной активности головного мозга. В зависимости от локализации зоны повреждения, возникает то или иное заболевание ребенка. У детей с ЗПРР отмечается патология в зонах мозга, отвечающих за речь и интеллект.

Если мама во время беременности и ее малыш попадают по перечисленным признакам в группы риска, рекомендуем обратить особое внимание на развитие малыша и вовремя обратиться к специалистам. Ведь чем раньше выявлена задержка психического развития и ее причина, тем выше шансы на успешное лечение задержки развития.

Дети, попавшие в группу риска, должны наблюдаться особенно тщательно. Старайтесь снизить факторы, повышающие риск любых заболеваний, факторы дополнительной нагрузки на мозг: детские инфекции, температура, прививки, которые стоит делать по индивидуальному графику, умственные нагрузки.

Педагогические причины постановки диагноза задержки  психического развития

Не всегда задержка психического развития связана с органическими нарушениями развития центральной нервной системы. Иногда к печальному диагнозу приводит педагогическая запущенность, ненормальный уход и обстановка для малыша в первые годы жизни.

Поэтому так важно с первых дней жизни малыша внимание родителей, развивающие игры и общение. Особенно важно заниматься развивающими играми с ребенком, у которого есть риски появления ЗПР, в том числе, будут полезны совместные занятия с детским психологом.

К каким специалистам обратиться при задержке психического развития

Постановка диагноза задержка психического развития нередко вызывает панику у родителей. Почему мой ребенок? Правы ли воспитатели и учителя? Стресс в данной ситуации понятен, но долго оставаться в нем не целесообразно.

И чем быстрее родитель отбросит в сторону обиды и эмоции и задастся вопросом «Возможно ли лечение задержки развития?», тем быстрее будет оказана квалифицированная помощь малышу.

А своевременно начатое лечение, как правило, дает хорошие результаты.

Поэтому важно обратить внимание на необходимость обращения к профильным специалистам с первого года жизни малыша. В Центре Педиатрии и Неврологии прием ведут опытные врачи следующих специальностей:

Неонатолог. Занимается контролем раннего развития ребенка.

Невролог. Выявляет и лечит неврологическую патологию.

Рефлексотерапевт. Использует различные методы рефлексотерапии для лечения выявленных патологий развития ЦНС. В Центре Педиатрии и Неврологии» используют аппаратные методики, которые позволяют активизировать соответствующие зоны головного мозга. Это приводит к постепенному восстановлению психического развития ребенка.

Ава-терапевт.  Помогает скорректировать нежелательное поведение у ребенка, развить способности к обучаемости.

Помните! При задержке психического развития  так же полезны занятие с дефектологом и логопедом. так как отставание в речевом развитии часто идет параллельно с отставанием становления  психического интелекта.  Бездействие, отсутствие лечения задержки речевого развития до 5-летнего возраста, может привести к серьезному отставанию в развитии психики ребенка, адаптации его в обществе и к тому, что его обучение будет возможно только в специализированной школе или коррекционном классе.

Дефектолог. Занимается с малышом с 2-х лет. Его задача помочь развить внимание, память, мышление, моторику.

Логопед. Обычно работает с детьми с 4-х лет. Помогает “поставить” звуки. Проводят логопедический массаж речевой мускулатуры для улучшения дикции, учит правильно ставить предложения.

Чрезкожная микротоковая рефлексотерапия – стимулирует к восстановлению пораженные ткани нервной системы, воздействуя на них микроимпульсами тока через биологически-активные точки. Демонстрирует высокую эффективность при заболеваниях ЦНС у детей.
Микрополяризация – высокоэффективный метод лечения широкого круга детской неврологической патологии. Микротоки, схожие с естественными импульсами головного мозга стимулируют восстановление поврежденных структур мозга и нормализуют их работу. Терапия хорошо переносится детьми различного возраста. Методика, разработанная питерскими врачами, около 10ти лет успешно применяется в медицинских центрах по всему миру. В Челябинске метод представлен исключительно в НИИ Неврологии и Педиатрии «Дети Индиго» на Каслинской, 97В.
Биоакустическая коррекция мозга – уникальный метод стимуляции головного мозга акустическим сигналом, согласованным с эндогенной активностью головного мозга в реальном времени. Биоакустическая коррекция мозга проходит под контролем записи ЭЭГ, что дает возможность объективно оценивать эффективность лечения в режиме он-лайн.
ЭЭГ-БОС-тренинг – прогрессивная высокотехнологичная методика тренировки / коррекции функциональной активности мозга. Тренирует у ребенка способность концентрировать и переключать внимание, быстрее запоминать новую информацию, осознанно контролировать уровень эмоционального возбуждения и противостоять стрессам и перегрузкам. Проводится в игровой форме и вовлекает ребенка в процесс терапии. Стимульный материал поощряет правильность выполнения упражнений, благодаря ЭЭГ-зависимой обратной биологической связи. Это значительно ускоряет освоение пациентом необходимых навыков.
ЭМГ-БОС тренинг – прогрессивная высокотехнологичная методика формирования здорового мышечного аппарата с применением метода обратной биологической связи. Отображает в режиме реального времени данные о мышечной активности в доступной и наглядной форме по результатам электромиографии (ЭМГ). Значительно ускоряет процесс освоения двигательных навыков, тренирует мышечную силу, координацию.

Перейти к полному списку методов лечения неврологических заболеваний в НИИ Неврологии и Педиатрии «Дети Индиго»

В НИИ Неврологии и Педиатрии «Дети Индиго» готовы оказать квалифицированную медицинскую помощь детские специалисты различного профиля. Прием ведется в Челябинске и Магнитогорске.  

Перейти к списку неврологических заболеваний, которые успешно лечат в НИИ Педиатрии и Неврологии Дети Индиго

Информация на сайте предоставляется исключительно в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. При первых признаках заболевания обратитесь к врачу.

Источник: http://deti-indigo74.ru/zabolevania/z-zpr/

Задержка психического развития (ЗПР) — причины, признаки, лечение в Израиле

К вопросу лечения детей с задержкой психического развития

Определение задержки психического развития (ЗПР) у детей
Виды задержки психического развития (ЗПР)
Причины задержки психического развития (ЗПР)
Признаки задержки психического развития в раннем возрасте (1-3 года)
признаки ЗПР в дошкольном и школьном возрасте (4-9 лет)
Как отличить ЗПР от аутизма?
Лечение ЗПР

Задержка психического развития — что такое ЗПР?

Задержка психического (ЗПР) — это отставание ребенка в развитии в соответствии с календарными нормами его возраста, без нарушения коммуникации и моторики. ЗПР является пограничным состоянием и может говорить о серьезных органических поражениях мозга. У части детей ЗПР может быть нормой развития, особенным складом психики (повышенная эмоциональная лабильность).

Если задержка психического развития сохраняется после 9 лет, ребенку ставят диагноз “умственная отсталость”. Замедление темпов психического развития обусловлено более медленным созреванием нейронных связей в мозге. Причиной данного состояния в большинстве случаев является родовая травма и внутриутробная гипоксия плода.

Виды задержки психического развития (ЗПР) у детей.

ЗПР классифицируют следующим образом:

Задержка психоречевого развития конституционного происхождения. Кратко — это особенность психического устройства отдельного ребенка, соответствует норме развития. Такие дети инфантильны, эмоционально похожи на детей младшего возраста. Коррекция в таком случае не требуется.

Соматогенная задержка психического развития относится к болезненным детям. Ослабленный иммунитет, частые простудные заболевания, аллергическое реакции приводят к замедленному развитию головного мозга и нейронных связях. К тому же из-за плохого самочувствия и госпитализации ребенок проводит меньше времени за играми и учебой.

ЗПР психогенной природы — возникает из-за неблагоприятной ситуации в семье, недостаточном внимании близких, педагогической запущенности.

Вышеперечисленные виды ЗПР не представляют угрозы дальнейшему развитию ребенка. Достаточно педагогической коррекции: больше заниматься с ребенком, записаться в развивающий центр, возможно, походить к дефектологу.

В практике центра, мы еще не разу не сталкивались с детьми с грубой задержкой психического развития, с которыми мало занимаются или оставляют без внимания. Исходя из опыта центра, родители детей  с ЗПР очень трепетно подходят к вопросам воспитания, развития и учебы.

Основной причинеой задержки психического развития у детей все-таки является органическое поражение центральной нервной системы.

Церебрально-органическая природа ЗПР (церебрум — череп).

При данной форме задержки психического развития незначительно поражаются участки головного мозга. Поражению в первую очередь подвержены те области которые напрямую не включены в обеспечение жизнедеятельности человека, это самые “внешние” части мозга, ближе всего расположенные к черепной коробке (корковая часть), особенно лобные доли.

Именно эти хрупкие области отвечают за наше поведение, речь, концентрацию, коммуникацию, память и интеллект. Поэтому при легком поражении ЦНС у детей (его даже может быть не видно на МРТ), у психическое развитие отстает от календарных норм своего возраста.

Причины задержки психического развития (ЗПР) органического происхождения

    • Органическое поражение головного мозга в пренатальный период: гипоксия, асфиксия плода. Вызвана рядом факторов: неправильное поведение беременной женщины (прием запрещенных веществ, недостаточность питания, стрессы, отстутствие двигательной активности и пр.)
    • Перенесенное матерью вирусные инфекционные заболевания. Чаще — во втором, третьем триместре. Если беременная женщина перенесла коклюш, краснуху, ццитомегаловирусную инфекцию, и даже ОРВИ на раннем сроке беременности, это влечет за собой гораздо более грубую задержку развития.
    • Отягощенный акушерский анамнез: травма во время родов — ребенок застревает в родовом канале, при слабой родовой деятельности применяются, стимуляторы, эпидуральная анестезия, щипцы, вакуум, что также является фактором риска для новорожденного.
    • Осложнения во время натального периода: недоношенность, инфекционное или бактериальное заболевание в период новорожденности (до 28 дней жизни)
    • Врожденные аномалии развития головного мозга
    • Перенесенное ребенком инфекционное или вирусное заболевание. Если заболевание протекало с с осложнениями в виде менингита, энцефалита, нейроцистицеркоза, ЗПР чаще всего переходит в диагноз умственной отсталости (ставится после 9 лет).
    • Внешние факторы — осложнения после прививки, приема антибиотиков
    • Бытовые травмы.

Самая распространенная причина задержки психического развития (ЗПР) — это родовая травма. Подробнее про родовую травму можно почитать здесь.

Признаки задержки психического развития (ЗПР) у детей

Игра отличается бедностью воображения и творчества, монотонностью, однообразием. У этих детей низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости. В познавательной деятельности наблюдаются: слабая память, неустойчивость внимания, медлительность психических процессов и их пониженная переключаемость.

Симптомы задержки психического развития (ЗПР) в раннем возрасте (1-3 года)

Дети с ЗПР имеют сниженную концентрацию внимания, отставание в формировании речи, эмоциональную лабильность (“расшатанность психики”), нарушения в сфере коммуникации (хотят играть с другими детьми, но у них не получается), сниженность интересов по возрасту, гипервозбудимость или, наоборот, заторможенность.

      • Отставание возрастных норм по формированию речи. Часто ребенок с ЗПР позже начинает гулить, лепетать.
      • Не могут дифференцировать предмет (“покажи собачку”) к году (при условии, что с ребенком занимаются).
      • Дети с ЗПР не могут прослушивать простейшие стишки.
      • Игры, мультики, слушание сказок, все, что требует понимания, у них не вызывает интереса, или их внимание концентрируется на очень короткое время. Однако ребенок в 1 годик в норме не слушает сказку больше 10-15 минут. Подобное состояние должно насторожить в 1.5-2 года.
      • Бывают нарушения координации движений, мелкой и крупной моторики.
      • Иногда дети с задержкой психического развития начинают позже ходить.
      • Обильное слюнотечение, высунутый язык.
      • У детей с ЗПР может быть тяжелый характер, они раздражительны, нервозны, капризны.
      • Из-за нарушений в центральной нервной системе, ребенок с ЗПР может иметь проблемы с засыпанием, сном, процессами возбуждения и торможения.
      • Не понимают обращенную речь, но вслушиваются, идут на контакт! Это важно для дифференциации ЗПР и более тяжелый нарушений, таких как аутизм.
      • Не различают цвета.
      • Дети с ЗПР в полтора года не могут выполнить просьбы, особенно сложные (“зайди в комнату и принеси книжку из сумки” и пр.).
    • Агрессия, истерики по пустякам. Из-за задержки психического развития малыши не могут выразить свои потребности и эмоции и реагируют на все криком

Признаки ЗПР в дошкольном и школьном возрасте (4-9 лет)

Когда дети с задержкой психического развития подрастают, начинают ассоциировать и чувствовать свое тело, они могут жаловаться на головные боли, часто их укачивает в транспорте, могут быть тошноты, рвоты, головокружение.

В психологическом плане дети с ЗПР тяжело воспринимаются не только своими родителями, но и сами страдают от этого состояния. При задержке психического развития со сверстниками отношения складываются плохо. От непонимания, от неспособности выразить себя дети «закрываются в себе». Могут стать злобными, агрессивными, подавленными.

У детей с ЗПР часто бывают проблемы интеллектуального развития.

  • Плохо усваивают счет
  • Не могут выучить алфавит
  • Часты проблемы с моторикой, неуклюжесть
  • В случае с грубой ЗПР не могут рисовать, плохо держат ручку
  • Речь невнятная, однообразная
  • Запас слов — скудный, иногда полностью отсутствует
  • Плохо идут на контакт со сверстниками, из-за задержки психического развития предпочитают играть с малышами
  • Эмоциональные реакции школьников с ЗПР не соответствуют возрасту (впадают в истерику, смеются, когда это неуместно)
  • Плохо успевают в школе, невнимательны, в психическом плане преобладает игровая мотивация, как у детей более младшего возраста. Поэтому их чрезвычайно сложно заставить учиться.

Отличие задержки психического развития (ЗПР) от аутизма

Задержка психического развития может коррелировать с расстройствами аутистического спектра. Когда диагностика затруднена и черты аутизма не столь выражены, говорят о ЗПР с элементами аутизма.

Дифференциация задержки психического развития (ЗПР) от аутизма:

      1. При ЗПР у ребенка есть зрительный контакт, дети с аутизмом (именно аутизм, а не аутистическое расстройство, такое, как синдром Аспергера) никогда не смотрят в глаза, даже родителям.
      2. У обоих детей может отсутствовать речь. Ребенок с ЗПР в таком случае будет пытаться обратиться ко взрослому жестами, покажет пальчиком, будет мычать или гугукать. При аутизме отсутствует всякое взаимодействие с другим человеком, указательный жест, дети используют руку взрослого, если им нужно что-то сделать (нажать кнопку, например).
      3. При аутизме дети используют игрушки не по назначению (крутят колеса машинки, вместо того, чтобы возить ее). Дети с задержкой психического развития могут иметь проблемы с развивающими игрушками, могут не попадать фигурами в дырочки нужной формы, но уже в годик будут проявлять эмоции к плюшевым игрушкам, могут целовать и обнимать их, если попросить.
      4. Ребенок с аутизмом постарше будет отказываться от контакта с другими детьми, при ЗПР же дети хотят играть с другими, но так как их психическое развитие соответствует более младшему, они будут испытывать проблемы с общением, выражением эмоций. Скорее всего — будут играть с детьми помладше, или стесняться.
    1. Ребенок с ЗПР может быть также агрессивным, “тяжелым”, молчаливым, замкнутым. Но аутизм от задержки психического развития отличает отсутствие коммуникации в принципе, плюс ко всему — страх перемен, боязнь выйти на улицу, стереотипность поведения и многое другое. Подробнее смотрите в статье “Признаки аутизма”.

Лечение задержки психического развития (ЗПР)

Традиционная помощь детям с ЗПР сводится либо к педагогическим занятиям, либо к стимуляции мозга с помощью медикаментозного лечения.

В нашем центре мы предлагаем альтернативу — воздействовать на саму первопричину задержки психического развития — органическое поражение центральной нервной системы . Устранить последствия родовой травмы с помощью мануальной терапии.

Это авторская методика кранио-церебральной стимуляции (краниум — череп, церебрум — мозг).

Педагогическая коррекция детей с задержкой психического развития также очень важна для последующего устранения задержки. Но необходимо понимать — коррекция ЗПР — это не лечение.

В центре Доктор Лев Левит реабилитация детей с тяжелыми формами ЗПР приносит хорошие результаты, которых родители не могли добиться путем медикаментозной терапии или педагогики и логопедии.

Краниальная терапия и авторская методика кранио-церебральной стимуляции — очень мягкая методика для лечения задержки психического развития и других нарушений развития у детей. Внешне это нежные прикосновения к голове ребенка. Путем пальпации специалист определяет краниальный ритм у ребенка с ЗПР.

Этот ритм возникает из-за процессов движения жидкости (ликвора) в головном и спинном мозге. Ликвор омывает мозг, выводит токсины и отмершие клетки, и насыщает мозг всеми необходимыми элементами.

У большинства детей с задержкой психического развития (ЗПР) есть нарушение краниального ритма и оттока жидкости из-за родовой травмы. Краниальная терапия восстанавливает ритм, восстанавливается и циркуляция жидкости, улучшается мозговая активность, а вместе с ней и понимание, психика, настроение, сон.

Кранио-церебральная стимуляция воздействует на участки мозга, которые не функционирует в достаточной степени. У многих наших детей с задержкой психоречевого развития (ЗПРР) происходит скачок в речи. Они начинают произносить новые слова, связывать их в предложения.

Подробнее о задержке речевого развития у детей и лечении в центре смотрите здесь.

Глав. врач центра, Д-р Лев Исаакиевич Левит, также владеет спектром остеопатических методик (30 лет практики в остеопатической реабилитации). В случае необходимости, устраняются последствия других травм (деформация грудной клетки, проблемы с шейными позвонками, крестцом и пр.).

Подведем итоги. Метод краниальной терапии и кранио-церебральной стимуляции направлен на:

  • нормализацию нормального функционирования головного мозга;
  • улучшение метаболизма нервных клеток (улучшается и обмен веществ всего организма);
  • устранение последствий родовой травмы — работа с костями черепа;
  • стимуляцию зон мозга, ответственных за речь, интеллект, ассоциативное и абстрактное мышление

ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДЛЯ КОНСУЛЬТАЦИИ У КРАНИАЛЬНОГО ТЕРАПЕВТА:

1. Если ребенок рожден при патологических, тяжелых, интенсивных родах.

2. Беспокойство, крик, беспричинный плач ребенка.

3. Косоглазие, слюнотечение.

4. Отставание в развитии: не следит взглядом за игрушкой, не может взять игрушку в руки, не проявляет интереса к окружающим.

5. Жалобы на головные боли.

6. Раздражительность, агрессивность.

7. Задержка интеллектуального развития, трудности в учебе, запоминании, образном мышлении.

Вышеперечисленные симптомы ЗПР соответствуют прямым показанием к консультации у краниального терапевта. При лечении, в большинстве случаев мы достигаем высоких положительных результатов. Это отмечается не только родителями, но и воспитателями в детском саду и преподавателями школ.

Посмотреть видео-отзывы родителей о результатах лечения задержки психического развития вы можете здесь.

Источник: https://www.drlevit.com/zpr/

Лечение зпр

К вопросу лечения детей с задержкой психического развития

  • Причины ЗПР
  • Виды
  • Симптомы
  • Отличия от умственной отсталости
  • Лечение

Задержка психического развития у детей (заболевание часто обозначается как ЗПР) — медленный темп совершенствования некоторых психических функций: мышления, эмоционально-волевой сферы, внимания, памяти, который отстаёт от общепринятых норм для конкретного возраста.

Заболевание диагностируется в дошкольном или младшем школьном периоде. Чаще всего обнаруживается на предварительном тестировании перед поступлением в школу.

Выражается в ограниченности представлений, нехватке знаний, неспособности к интеллектуальной деятельности, преобладании игровых, чисто детских интересов, незрелости мышления.

В каждом индивидуальном случае причины заболевания бывают разными.

Причины ЗПР

В медицине определяются разные причины задержки психического развития у детей:

1. Биологические:

  • патологии беременности: тяжёлый токсикоз, интоксикация, инфекции, травмы;
  • недоношенность;
  • внутриутробная гипоксия плода;
  • асфиксия при родах;
  • инфекционные, токсические, травматические заболевания в раннем возрасте;
  • генетическая предрасположенность;
  • травмы при родах;
  • отставание от сверстников в физическом развитии;
  • соматические заболевания (нарушения в работе различных органов);
  • поражение отдельных участков центральной нервной системы.

2. Социальные:

  • ограничение жизнедеятельности в течение длительного времени;
  • психические травмы;
  • неблагоприятные условия жизни;
  • педагогическая запущенность.

В зависимости от факторов, которые привели в итоге к задержке психического развития, выделяют несколько видов заболевания, на основании чего составлен ряд классификаций.

Виды задержки психического развития

В медицине есть несколько классификаций (отечественных и зарубежных) задержки психического развития у детей. Самые известные — М. С. Певзнер и Т. А. Власовой, К. С. Лебединской, П. П. Ковалёва. Чаще всего в современной отечественной психологии пользуются классификацией К. С. Лебединской.

  1. Конституциональная ЗПР определяется наследственностью.
  2. Соматогенная ЗПР приобретается в результате перенесённого заболевания, которое повлияло на мозговые функции ребёнка: аллергия, хронические инфекции, дистрофия, дизентерия, стойкая астения и др.
  3. Психогенная ЗПР определяется социально-психологическим фактором: такие дети воспитываются в неблагоприятных условиях: однообразная среда, узкий круг общения, недостаток материнской любви, бедность эмоциональных отношений, обделённость.
  4. Церебрально-органическая ЗПР наблюдается в случае серьёзных, патологических отклонений в развитии мозга и определяется чаще всего осложнениями в период беременности (токсикоз, вирусные заболевания, асфиксия, алкоголизм или наркомания родителей, инфекции, родовые травмы и пр.).

Каждый из видов по данной классификации отличается не только причинами заболевания, но и симптоматикой и курсом лечения.

Симптомы ЗПР

С уверенностью поставить диагноз ЗПР можно только на пороге школы, когда возникают явные трудности при подготовке к учебному процессу. Однако при внимательном наблюдении за ребёнком симптомы болезни можно заметить раньше. К ним могут относиться:

  • отставание умений и способностей от сверстников: ребёнок не может совершать простейшие действия, характерные для его возраста (обувание, одевание, навыки личной гигиены, самостоятельная еда);
  • нелюдимость и излишняя замкнутость: если он сторонится других детей и не участвует в общих играх, это должно насторожить взрослых;
  • нерешительность;
  • агрессивность;
  • тревожность;
  • в период младенчества такие детки начинают позже держать головку, делать первые шаги, говорить.

При задержке психического развития у детей одинаково возможны проявления умственной отсталости и признаки нарушения в очень важной для ребёнка эмоционально-волевой сфере. Нередко встречается их комбинация.

Бывают случаи, когда малыш с ЗПР практически не отличается от одногодок, но чаще всего отсталость является достаточно заметной.

Окончательный диагноз ставится детским неврологом при целенаправленном или профилактическом осмотре.

Отличия от умственной отсталости

Если к окончанию младшего (4 класс) школьного возраста признаки ЗПР остаются, врачи начинают говорить либо об умственной отсталости (УО), либо о конституциональном инфантилизме. Эти заболевания отличаются:

  • при УО психическое и интеллектуальное недоразвитие имеет необратимый характер, при ЗПР всё исправимо при надлежащем подходе;
  • дети с ЗПР отличаются от умственно отсталых способностью использовать помощь, которая им оказывается, самостоятельно переносить её на новые задания;
  • ребёнок с ЗПР пытается понять прочитанное, тогда как при УО такое желание отсутствует.

При постановке диагноза не нужно опускать руки. Современная психология и педагогика могут предложить комплексную помощь таким деткам и их родителям.

Лечение задержки психического развития у детей

Практика показывает, что дети с задержкой психического развития вполне могут стать учениками обычной общеобразовательной школы, а не специальной коррекционной.

Взрослые (педагоги и родители) должны понимать, что трудности обучения таких детей в самом начале школьной жизни — вовсе не результат их лени или нерадивости: они имеют объективные, достаточно серьёзные причины, которые должны быть совместно и успешно преодолены. Таким детям должна быть оказана комплексная помощь родителей, психологов, педагогов.

Она включает в себя:

  • индивидуальный подход к каждому ребёнку;
  • занятия с психологом и сурдопедагогом (который занимается проблемами обучения детей);
  • в отдельных случаях — медикаментозную терапию.

Многим родителям трудно принять тот факт, что их ребёнок в силу особенностей своего развития будет обучаться медленнее остальных детей. Но это нужно сделать, чтобы помочь маленькому школьнику.

Родительские забота, внимание, терпение вкупе с квалифицированной помощью специалистов (педагога-дефектолога, врача-психотерапевта) помогут обеспечить ему целенаправленное воспитание, создать благоприятные условия для обучения.

источник: www.vse-pro-detey.ru

Диагноз «задержка психического развития» звучит для родителей как гром среди ясного неба. Как же так? Ведь они «ничего такого» за своим ребенком не замечали! И вот в детском саду говорят, что он отстает. Прежде чем обвинять воспитателей в предвзятом отношении, давайте разберемся, как проявляется зпр у детей, рассмотрим его симптомы и лечение.

Почему у детей возникает ЗПР и можно ли устранить эту проблему?

Начнем с определения ЗРП. Что это такое — можно найти в любом медицинском справочнике или пособии по логопедии. Под этим термином подразумевают замедление нормального темпа психического созревания ребенка по сравнению с принятыми возрастными нормами.

Проще говоря, если у ребенка ЗПР, то в 6 лет он по своему развитию будет больше напоминать 4 или 5-летнего. Встречается такая патология у 8-10 % всех маленьких пациентов, страдающих психическими заболеваниями.

В 50 % случаев у отстающих учеников выявляют именно ЗПР.

Термины терминами, но для мам и пап самое главное – догонит ли их чадо сверстников, сможет ли учиться в обычной школе и поступить в ВУЗ. Однозначного ответа на эти вопросы нет.

Все зависит от тяжести нарушения и настойчивости родителей. Если у ребенка ЗПР легкой степени, то ее коррекция займет до двух лет, и с этой задачей могут справиться логопеды, психологи и дефектологи.

Прогноз положительный, но обучаться ребенок будет медленнее остальных.

В более сложных случаях не обойтись без помощи детского психоневролога и медикаментозной терапии. Скорее всего, ребенку придется посещать специализированную школу: в обычной он будет отставать в учебе и станет предметом насмешек. Он не станет великим ученым, но сможет работать и создать семью.

Главные причины задержки психического развития – генетические нарушения, родовые травмы, патологии внутриутробного развития, алкоголизм родителей, прием матерью во время беременности сильнодействующих препаратов, преждевременное появление малютки на свет.

Как проявляется ЗПР?

Специалисты достаточно быстро распознают, что ребенок отстает в развитии (хотя и тут бывают ошибки: под эту категорию иногда попадают педагогически запущенные дети). А могут ли родители сами заподозрить, что у ребенка зпр? Симптомы и признаки этой патологии у детей достаточно многообразны. Перечислим самые распространенные:

  • замедленное восприятие. Трудности с формированием целостного образа (например, ребенок не может сложить картинку, разрезанную на несколько частей). У детей с ЗПР сильнее развито зрительное восприятие, чем слуховое;
  • сложности с концентрацией внимания. Они легко отвлекаются на любые внешние раздражители (учителя характеризуют это так: «ребенок несобран»);
  • преобладание наглядно-образной памяти, фрагментарное запоминание информации;
  • образное мышление нарушено. Выстроить логическую цепь или сделать умозаключение ребенок может только с помощью педагога или родителей;
  • речевые нарушения — неправильная или нечеткая артикуляция звуков, бедный лексический запас, сложности в построении высказываний, проблемы с фонематическим слухом (умением различать фонемы на слух, определять их место в слове, называть слова по звукам);
  • трудности в овладении чтением, письменной речью;
  • нарушения межличностного общения – ребенок предпочитает играть один, мало общается со сверстниками или выбирает в друзья детей младшего возраста;
  • эмоциональная неустойчивость. Дети, отстающие в психическом развитии, страдают резкими переменами настроения, легко поддаются внушению, неспособны проявлять самостоятельность. Они не уверены в себе, не могут адекватно оценить эмоции окружающих, часто пребывают в тревожном состоянии, проявляют апатию или гиперактивность.

Чаще всего ЗПР выявляют у дошкольников 4-5 лет, но иногда такая проблема обнаруживается у школьников начальных классов, когда на фоне сверстников замедленное развитие ребенка становится очень заметным.

Если интеллектуальные и психические процессы удается выровнять, этот диагноз снимают. Если улучшений не наступает к моменту окончания младшей школы, то может встать вопрос о возможной умственной отсталости.

Как вылечить отставание в развитии?

Лечение ЗПР состоит в долгосрочной психолого-педагогической помощи. Ребенком должны заниматься логопед, психолог, дефектолог, психиатр. Но бывает, что только методов психотерапии оказывается недостаточно.

Чтобы устранить симптомы  зпр у детей, для лечения необходимы ноотропные препараты — лекарства, которые оказывают непосредственное действие на ЦНС: улучшают память, умственную деятельность, положительно влияют на эмоционально-волевые функции.

Ребенку могут назначить Пирацетам, Церебролизин, Глицин, Актовегин, Энцефабол, Нейромультивит, витамины, антиоксиданты – Мексидол, Цитофлавин, общеукрепляющие лекарства – Элькар, Когитум, Лецитин. Широко применяется массаж, физиотерапия (Ультратон, Дарсонваль)

Станет ли ребенок  «таким, как все»?

Помогают ли современные методики и препараты устранить симптомы  зпр у детей?  Отзывы о лечении далеко не однозначны. Если говорить о легкой степени, то многие достигают отличных результатов. Регулярные занятия в детском саду и дома, массажи, общеукрепляющая терапия, поездки к морю – и ребенок может идти в обычный класс.

Намного хуже обстоят дела у тех деток, которые страдают тяжелой формой ЗПР.

Их родители отмечают, что после курса реабилитации (включающего ноотропные препараты, электрофорез, трансцеребральную микрополяризацию, общий массаж) происходит скачок в развитии – появляются новые слова, улучшается поведение, стабилизируется внимание.

Однако такое лечение надо проходить регулярно. Из лекарственных средств родители отмечают Нейромультивит и Актовегин. Положительные отзывы заработал Акатинола мемантин, но это дорогостоящее средство.

Источник: http://first-mama.ru/lechenie-zpr/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.