Нарушения адаптации у детей

Содержание

Расстройство адаптации у детей

Нарушения адаптации у детей

Расстройство адаптации является общим термином для нескольких психических состояний, характеризующихся заметными поведенческими и эмоциональными симптомами. Для того, чтобы быть классифицированными как расстройства адаптации, эти симптомы должны постоянно наблюдаться в течение не менее трех месяцев.

Что такое расстройство адаптации

Поведенческие и эмоциональные признаки могут проявляться чрезмерно, оказывая значительное влияние на социальную жизнь ребенка.

 Причиной стресса может быть единственное событие, затрагивающее только ребенка, например, в детском саду, школе, или семейное событие, например, развод родителей. Несколько одновременных стрессоров также возможны.

 Хронические заболевания ребенка или родителей также могут быть причиной стресса.

Между тем, расстройство адаптации, в некотором смысле, является обнадеживающим диагнозом. Многие специалисты в области психического здоровья считают его одним из наименее серьезных психических заболеваний.

 Расстройство адаптации детей, как правило, ограниченное по времени состояние, ребенок может полностью избавиться от проблем в течение шести месяцев после устранения стрессора.

 Тем не менее, долгосрочные стрессоры, такие как хроническая болезнь или развод родителей, лечатся больше времени.

Расстройство адаптации: демография

Диагноз расстройства адаптации является очень распространенным среди детей и подростков, с более высоким уровнем заболеваемости среди детей, чем у взрослых.

 Почти одна треть (32%) всех детей, по некоторым оценкам, страдает от расстройства адаптации в подростковом возрасте, в отличие от только десяти процентов среди взрослых.

 Не определены различия между показателями расстройства адаптации между девочками или мальчиками.

Причины и симптомы расстройства адаптации

Причиной стресса могут быть события, которые многие дети переносят в рамках нормального жизненного опыта. К этим случаям, однако, не относятся тяжелые травмы и серьезные заболевания. Изменения часто являются предшественником стресса у ребенка.

Некоторые примеры детских стрессоров включают в себя:

  • развод родителей,
  • переезд на новое место жительства,
  • рождение брата или сестры,
  • стихийные бедствия, такие как ураганы или торнадо,
  • болезнь самого ребенка или близкого человека,
  • потеря домашнего животного,
  • проблемы в школе,
  • семейные конфликты,
  • свидетельство или участие в насилии.

Некоторые психологические теоретики и исследователи считают расстройство адаптации у подростков менее заболеванием, чем стадией становления личности. У подростков может развиться расстройство адаптации, как часть защитного механизма против зависимости от родителей.

 Этот психологический прием может провоцировать проблемы в семьях, и такое поведение может быть особенно разрушительным, когда подросток вовлекается в банды или культы.

 Тем не менее, следует отметить, что и у подростков расстройство адаптации классифицируется, как психическое заболевание.

Психологи разделяют расстройство адаптации на подгруппы, основанные на определенных симптомах.

Депрессивное расстройство адаптации

Подгруппа характеризуется чувством печали или бесперспективности той или иной степени со стороны ребенка. Однако депрессия, как правило, влияет на способность ребенка выполнять свои функции, например, посещать школу. Печальные чувства иногда сопровождаются чувством гнева или разочарования.

 Важно отметить, что хотя депрессивное расстройство адаптации менее распространено среди детей, когда оно действительно происходит, могут иметь место суицидальные мысли и даже попытки самоубийства.

 Расстройство адаптации детей данного типа требует тщательного контроля и участия профессионала в области психического здоровья.

Тревожное расстройство адаптации

Эта форма расстройства, как правило, включает в себя возбуждение или нервное поведение, и/или обсессивное беспокойство. Ребенок может чувствовать или выражать страх, смешанную тревогу и подавленное настроение. Это условие сочетает в себе признаки, наблюдаемые расстройств адаптации с депрессией и тревогой.

Расстройство адаптации с нарушением поведения

Поведенческие признаки этого расстройства адаптации детей включают в себя, прежде всего, действия, которые показывают пренебрежение правилами, законами, а также правами других, – драки, вандализм, прогулы в школе и безрассудное вождение (у подростков).

Расстройство адаптации с нарушением эмоций и поведения

Это состояние сочетает депрессию и тревогу с нарушением поведения.

Когда обратиться к врачу

Поскольку расстройство адаптации может иметь тяжелые формы, оценка должна проводиться как можно скорее после того, как были замечены первые симптомы. Как было отмечено выше, мысли о самоубийстве могут быть потенциальным аспектом депрессивных расстройств адаптации, а невылеченное расстройство адаптации с депрессивным настроением может привести к более серьезным психическим заболеваниям.

Диагностика расстройства адаптации

Одним из основных измерений, используемых при диагностике расстройства адаптации у детей является возникновение стрессора. Адаптивные расстройства отличаются от других реакций на стресс тяжестью и длительностью симптомов.

Адаптивные расстройства могут быть вызваны практически любым стрессором и проявляют широкий спектр симптомов. Ребенок оценивается для корректировки расстройства, при этом для подтверждения диагноза необходима психологическая оценка врача.

Лечение расстройства адаптации

Самая важная цель в лечении расстройств адаптации у детей – облегчение симптомов, чтобы ребенок мог вернуться к тому же психологическому уровню, которым он обладал до начала болезни.

 Лечение зависит от возраста и общего состояния здоровья ребенка, а также от тяжести симптомов.

 Медикаментозное лечение применяется на крайне ограниченной основе или не применяется вовсе, так как психотропные препараты малоэффективны при лечении расстройств адаптации.

Соответствующие возрасту когнитивно-поведенческая индивидуальная психотерапия, сосредоточение внимания на решении проблем, коммуникации, контроле импульсов является обычным компонентом лечения.

Семейная терапия рекомендуется для улучшения связи между ребенком или подростком и родителями, братьями и сестрами.

Часто бывает полезна групповая терапия со сверстниками (другими детьми с расстройством адаптации).

Валерий Викторов, «Портал Московская медицина»©

Отказ от ответственности: Информация, представленная в этой статье про расстройства адаптации у детей, предназначена только для информирования читателя. Она не может быть заменой для консультации профессиональным медицинским работником.

Источник: http://moskovskaya-medicina.ru/sovety/rasstroystvo-adaptacii-u-detey.html

Нарушение социальной адаптации

Нарушения адаптации у детей

В результате социализации личности формируется полноценный субъект, способный полноценно участвовать в жизни общества. Социализация личности и социальная адаптация тесно взаимосвязаны и взаимозависимы. Они могут рассматриваться в качестве тождественных понятий, или как осуществляющиеся в непрерывной взаимосвязи.

В результате неудачной социализации происходит нарушение социальной адаптации человека.

Замечание 1

Социальная дезадаптация, или десоциализация – частичная или полная неспособность адаптироваться к окружающей социальной среде.

Механизм социальной адаптации функционирует с раннего детства. Благодаря ему индивид учится соблюдать определенные правила и нормы, общаться в соответствии с принятыми в данном обществе правилами, корректировать свое поведение согласно возникающим ситуациям.

Сбой в работе адаптационного механизма ведет к нарушениям во взаимоотношениях между индивидом и обществом, человек не может в полной мере взаимодействовать с окружающими.

Причины социальной дезадаптации

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Нарушения социальной адаптации происходят в результате следующих факторов:

  • эмоциональная депривация и социальная изоляция в детстве;
  • дисгармоничное развитие детей, воспитывающихся в интернатах, детских домах и т.д., то есть в институционализированных учреждениях;
  • педагогическая и социальная запущенность;
  • неудачная социализация в семье и, как следствие, формирование акцентуаций характера;
  • деформированные родительско-детские отношения;
  • формирование личности в антисоциальном окружении;
  • развитие аддиктивных форм поведения;
  • психические расстройства, как следствие нарушенных родительско-детских отношений.

Нарушения социальной адаптации проявляются в следствие нарушенной или неудачной социализации, действия негативных психологических механизмов

Замечание 2

Социально-психологическая дезадаптация развивается при биологических и физических нарушениях (заболевания нервной системы, травмы головного мозга, инфекционные заболевания, сопровождающиеся высокой температурой и интоксикацией); нарушениях психологического характера (акцентуации характера, особенности нервной системы – излишнее возбуждение, слабость, нарушение волевых процессов и т.д.); социальных нарушениях (отвержение ребенка, неправильное воспитание, попадание во враждебную или непривычную обстановку).

На формирование психопатий, акцентуаций, аномалий иного характера большое влияние оказывает семья.

Формирование психопатий может осуществляться следующим образом (О.В. Кербиков): посредством усвоения и подражания форм поведения взрослых; в результате закрепления негативных реакций; через непосредственное культивирование аномальных черт характера у ребенка.

Если в семье отсутствуют чувства привязанности и тепла, наблюдаются негативные действия (невыполнение обещаний, несправедливые упреки, ущемление нормальных желаний и т.д.), культивируется чувство вины перед родителями, то происходит нарушение социализации, формирование неврозов, развивается социальная дезадаптация.

Проявления нарушений социальной адаптации

К нарушениям социальной адаптации, возникшей в результате нарушения коммуникации относятся:

  • неспособность осуществлять основную деятельность (работа, учеба);
  • неумение удовлетворять основные социальные потребности;
  • отсутствие навыков продуктивного общения;
  • неспособность осуществлять заданные социальные роли в межличностных отношениях;
  • невозможность испытывать состояние относительно долгого внутреннего комфорта без присутствия внешних или внутренних конфликтов.

Социальная адаптация выражается в депривации, если ребенок развивался в социальной изоляции. При этом дети отвергают контакты с другими людьми, боятся их, у них наблюдается отсутствие эмоций и чувств. Такие индивиды склонны к приступам гнева, аффектам, у них отсутствуют высокие чувства, слабо сформированы моральные качества, наблюдается низкая фрустрационная толерантность.

Синдром госпитализма – состояние, характерное для детей длительное время находящихся в больнице, интернате, детском доме. Дефицит общения вызывает формирование эмоциональных нарушений, ведет к отставанию в физическом и психическом развитии, к социальной дезадаптации.

Крайним вариантом социальной дезадаптации является педагогическая запущенность, выражающаяся в задержке интеллектуального, эмоционального, физического развития, в нарушении поведения.

Школьная десоциализация наблюдается при выделении ученика из группы остальных школьников: внешние данные, низкая или высокая успеваемость, индивидуальные особенности и т.д.

Возникает при резком изменении внешности ребенка, смене привычной среды и др.

Отсутствие поддержки, насмешки и отторжение со стороны взрослых приводит к утрате своего места в обществе, разрушению установленных социальных связей.

К психическим расстройствам, вызывающим социальную дезадаптацию относятся шизофрения, аутизм, обсессивно-компульсивное расстройство, биполярное расстройство личности.

Социальная запущенность проявляется в:

  • искаженном развитии социально-коммуникативных качеств;
  • незрелости социальных потребностей;
  • сложностях принятия и реализации социальных ролей;
  • низком уровне сформированности социальной рефлексии.

По сравнению с детьми, воспитывающимися в семьях, дети закрытых институциональных учреждений, как правило, отстают в психическом развитии, эмоционально неустойчивы. У них отмечается ограниченность словарного запаса, снижена активность, мало оценочных суждений, им сложно организовать без участия взрослых свою деятельность.

В подростковом возрасте у детей закрытых институциональных учреждений наблюдается слабое развитие мотивационной сферы, ограничено целеполагание, их самооценка во многом зависит от окружения, характерен инфантилизм. Реакция на фрустрацию носит агрессивный характер (угрозы, упреки, обвинения и т.д.).

Замечание 3

Нарушение социальной адаптации может носить частичный или полный характер.

При частичном нарушении индивид перестает соприкасаться с определенными видами жизнедеятельности, контактировать с некоторыми людьми: отказывается от общения с приятелями, не ходит на работу и т.д.

Полная десоциализация характеризуется нарушением контактирования во всех сферах жизнедеятельности, индивид прекращает общение с самыми близкими людьми, замыкается в себе и теряет связь с действительностью.

Источник: https://spravochnick.ru/sociologiya/narushenie_socialnoy_adaptacii/

Расстройство адаптации: МКБ-10, симптомы, причины, лечение

Нарушения адаптации у детей

Данная патология характеризуется возникновением определенного комплекса реакций на травмирующее событие, стресс, трудности социального плана.

У людей с расстройствами адаптации снижаются приспособительные возможности психики, т.е. они никак не могут «войти» в новые жизненные обстоятельства или им требуется более продолжительное время для освоения возникших изменений (6 мес-1год).

Типы

  1. Расстройство социальной адаптации. Встречается при столкновении человека с ситуациями, требующими кардинального изменения его образа жизни. Такой стресс может быть вызван переездом на новое место жительства, переходом на другую должность, неожиданной перспективой стать родителями, уходом или смертью супруга(и), сиротством и т.п.

    У женщин психогенные приспособительные механизмы чаще всего нарушаются при потере опоры в жизни, когда их бросает мужчина или умирают родители.

    В таких случаях их привычный быт рушится, изменяется, и душевное равновесие нарушается, а страх перед будущим настолько травмирует психику, что пациентки как бы закрываются от необходимости менять себя и свою жизнь и уходят в псевдореальность, которою моделируют в своем сознании из негативных переживаний.

    Среди молодых мужчин распространенным является расстройство адаптации в армии. Если у парня нет внутренней готовности к предстоящим трудностям, он буквально «ломается» и в первые месяцы службы его поведение выглядит для окружающих неадекватным.

    Юноша уходит в себя, замыкается, плохо реагирует на обращения к нему, испытывает серьезные нарушения сна, порой отказывается от приема пищи, выглядит напряженным и тревожным. Зрелые мужчины могут потерять адаптационные возможности при неприятностях на работе, потере социального статуса, нарушениях потенции.

  2. Пролонгированная депрессивная реакция обусловленная расстройством адаптации. Это временная (краткосрочная) дисфункция психической деятельности, сопровождающиеся подавленным настроением, чрезмерной плаксивостью, неуверенным взглядом в будущее. Ее продолжительность составляет не более 1-2-х лет. Возникает данное нарушение также на фоне изменения жизненных обстоятельств пациентов.

МКБ-10

Расстройство адаптационных возможностей психики человека относится к группе реакций на тяжелый стресс и объективные обстоятельства — F43.

Она включает в себя нарушения психики и поведения, связанные с влиянием тяжелых эмоциональных переживаний или значительных перемен в жизни людей. Медики полагают, что данные причины являются пусковым механизмом, который провоцирует развитие заболевания.

Расстройство приспособительных реакций (адаптации) классифицируется о коду F43.2.

Специалисты характеризуют его как невозможность адекватного реагирования на условия внешней среды, нарушение эмоционального фона и появление несоответствующих ситуации поступков, сужение социальных контактов индивида, изменение его социальной активности.

Причины возникновения

В основе развития этой патологии лежит глубинный страх перед новизной жизни, этот отрыв от привычных обстоятельств способен негативно отразиться на психике и здоровье людей.

Возникновение адаптационного расстройства возникает под влиянием множества факторов:

  • это индивидуальные особенности психики: ее ранимость и чувствительность, характер и темперамент человека, инфантилизм (незрелость) приспособительных психических функций, несформированность жизненной мотивации, перспектив на будущее;
  • это наличие в прошлом бурных эмоциональных переживаний по поводу изменений в судьбе;
  • это отсутствие навыков и умений самостоятельно разрешать жизненные сложности (провоцирует гиперопека в детстве или напротив, полное игнорирование ребенка);
  • это наличие хронических и соматических заболеваний;
  • это присутствие в анамнезе фобических расстройств.

Какие события могут вызвать нарушения адаптационных механизмов?

  1. Развод или смерть родителей.
  2. Затяжные конфликты в семье.
  3. Начало школьного периода.
  4. Разлука с близкими.
  5. Экзаменационный период.
  6. Поступление в вуз.
  7. Служба в армии.

  8. Разрыв с партнером.
  9. Поиск и смена работы.
  10. Рождение детей.
  11. Увольнение из учреждения.
  12. Безработица.
  13. Выход на пенсию, отставка.
  14. Катастрофы.
  15. Стихийные бедствия.

  16. Пожары.

Симптомы

Больные с расстройством адаптации выглядят растерянными и несобранными, они ощущают высокую тревожность и мнительность относительно следующего дня, их беспокоят навязчивые мысли о бессмысленности бытия, смерти, болезнях, несправедливости в мире.

Основными характерными признаками расстройства адаптации является невозможность планирования и страх перед будущим.

Диагностика

Выявить заболевание и поставить верный диагноз возможно с учетом следующих критериев:

  • обнаружения явной связи возникновения расстройства на фоне изменения жизненных обстоятельств пациентов (патология может быть последствием давних событий, произошедших месяцы или годы назад);
  • наблюдение нарушений в профессиональной деятельности (прогулы, нежелание трудоустраиваться, отсутствие интереса к работе) и в социальной сфере (сужение круга общения, игнорирование близких людей, замкнутость, избегание массовых мероприятий);
  • наличие неадекватных эмоциональных (гнева, плача, отстранения) и поведенческих (игнорирование слов собеседника, невыполнение обязанностей в быту и на работе) реакций;
  • выявление депрессивных, апатичных состояний, бессонницы, соматических расстройств;
  • продолжительность таких реакций составляет не менее трех месяцев.

Лечение

Поскольку расстройства адаптации могут усугубляться, лучше не выжидать момента пока вы «возьмете себя в руки», а обратиться к квалифицированному специалисту (психологу или психиатру).

Практика показывает, что основная трудность при терапии нарушенных приспособительных реакций заключается в выявлении первопричины заболевания.

Помочь в этом могут консультации и беседы с врачами, которые владеют техникой обнаружения травмирующей ситуации в сознании пациентов, т.е. психотерапевтические сеансы построены так, что помогают больным осознать свои проблемы и изменить отношение к ним. Когда такой переломный момент наступает, у пациентов меняется и эмоциональный фон и поведение.

При сильных депрессиях, тревожности и страхах применяются разные лекарственные средства: от простых седативных до нейролептиков и антидепрессантов.

Источник: http://PsihBolezni.ru/rasstrojstva/rasstrojstvo-adaptatsii-mkb-10-simptomy-prichiny-lechenie/

Расстройство адаптации симптомы и причины

Нарушения адаптации у детей

Расстройство адаптации – это специфический диагноз, симптомы которого проявляются преимущественно в виде устойчивой негативной реакции на резкое и, как правило, стрессовое изменение привычной ситуации, неблагоприятное событие и т.д.

Чаще всего такой диагноз как расстройство адаптации возникает на фоне стресса либо комплексного воздействия стрессовых факторов и внутренних проблем.

У человека, на психику которого воздействует такой диагноз как расстройство адаптации, проявляются крайне неблагоприятные симптомы, существенно ухудшающие качество жизни в целом и ее профессиональное и социальное состояния в частности.

Основные сведения о расстройстве адаптации

Симптомы, которыми сопровождается такой диагноз, проявляются в качестве дезадаптивной реакции на стрессовые обстоятельства. Рассмотрим на примере армии.

Человек жил в привычном для себя окружении, и вдруг – повестка. По прибытию в ряды армии жизнедеятельность гражданина претерпевает множество изменений со своими особенностями и ограничениями.

Характерный для армии быт, конечно, со временем становится привычным.

Но по началу (обычно – на протяжении первых 3-4 месяцев пребывания в армии) сознание противится случившемуся, из-за чего появляется стресс.

Такой диагноз как расстройство адаптации отступает при прекращении действия стрессового фактора. Если же провоцирующие факторы и сопутствующие им симптомы остаются, организм, как правило, привыкает и переходит на новый уровень стрессоустойчивости. Какое-либо специальное лечение в подобных условиях не применяется.

Если же пациенту приходится переживать события, которые выходят за рамки нормальной действительности, нанося существенный ущерб его профессиональной либо социальной деятельности, с большой долей вероятности разовьется такой диагноз как расстройство адаптации. Если стресс имеет длительный характер, диагноз может сохраняться в течение всей жизни. Возрастных, гендерных и любых других ограничений нет.

Ключевые симптомы и признаки патологического состояния

Проявления такого отклонения могут принимать самый разнообразный вид. Как правило, основные симптомы имеют тревожную и депрессивную, нередко смешанную форму.

В большинстве случаев дезадаптацию сопровождают такие симптомы как чувство собственной слабости и неспособности справиться с произошедшими событиями.

Нередко проявления подкрепляются ощущением какой-то внешней угрозы, чрезмерной раздражительностью, мнительностью, чувством внутреннего напряжения.

У многих пациентов картина дополняется ухудшением настроения, вплоть до тоскливого состояния. Привычный круг интересов сильно сужается.

Имеет место истощение в физическом и умственном плане, становится сложно концентрироваться и запоминать что-то новое, появляются затруднения в различных вопросах, требующих быстрого и взвешенного принятия решения, анализа и ответственности за последствия.
Таким образом, симптомы включают нижеперечисленные положения:

  • подавленное настроение;
  • устойчивое тревожное состояние;
  • депрессии и внутренние переживания;
  • нарушения нормального поведения;
  • беспокойство;
  • внутренний дискомфорт.

Причины появления дезадаптации

Проблема возникает на фоне слишком эмоциональной, близкой и личной реакции гражданина на возникшие стрессовые обстоятельства и очень серьезные жизненные изменения.

К числу наиболее часто встречающихся причин стрессовых ситуаций следует отнести:

  • сложности во взаимоотношениях;
  • материальные трудности;
  • конфликты в семье;
  • проблемы на месте учебы/работы;
  • резкие изменения традиционного жизненного уклада;
  • обнаружение серьезных проблем с состоянием здоровья;
  • тяжелая болезнь и/или смерть близкого человека;
  • сбои интимного плана.

При наличии определенных обстоятельств (к примеру, в случае вынужденного проживания в неблагополучной и небезопасной местности) дезадаптация может принимать длительное течение.

Возможные факторы риска

При некоторых обстоятельствах склонность к возникновению рассматриваемого нарушения может значительно увеличиваться. Так, к перечню ключевых факторов риска следует отнести нижеперечисленные положения:

  • генетическую предрасположенность;
  • особенности индивидуальной приспособляемости;
  • характерные социальные навыки;
  • отсутствие возможностей для устранения не дающих покоя обстоятельств;
  • гендерную принадлежность.

Есть предположения, что женщины, ввиду психоэмоциональных особенностей, в большей мере подвержены риску развития рассматриваемой проблемы.

Повышенному риску традиционно подвержены люди с серьезными заболеваниями, а также люди, проживающие в неблагоприятных тяжелых условиях.

Согласно усредненным статистическим данным, порядка половины представителей перечисленных групп проявляют склонность к дезадаптации

К возникновению изучаемого нарушения способны приводить определенные факторы, пережитые пациентом в далеком детстве. В качестве примеров можно привести следующее:

  • частые переезды;
  • особенности социального положения семьи (к примеру, слишком бедная или излишне богатая);
  • разного рода экстремальные воздействия, к примеру, проживание в зоне проведения военных боевых действий;
  • травмы, способные привести к развитию проблем с адаптацией к жизни.

Люди, имеющие предрасположенность к развитию такой проблемы как дезадаптация, входят в группу риска по отношению и к другим распространенным сбоям психоэмоционального плана, к примеру, депрессии, тревожности, биполярному расстройству и т.п.

Особенности проявления и диагностирования отклонения

Чаще всего рассматриваемое нарушение полностью прекращает доставлять дискомфорт и беспокойство пациенту в среднем спустя полгода после завершения неблагоприятных событий. Если же нарушение переходит в хроническую форму, его проявления могут сохраняться на протяжении 6 месяцев и более – обычно так происходит, если источник стресса не исчезает.

О наличии проблемы говорят, прежде всего, когда человек испытывает затруднения в социальной и других сферах жизнедеятельности. Среди характерных проявлений можно отметить:

  • болезненные и дискомфортные ощущения в области груди;
  • беспокойное и тревожное состояние;
  • отсутствие сил для решения актуальных задач, планирования будущего, достижения важных целей;
  • сложности в повседневной жизни;
  • параллельное развитие сбоев поведения и психоэмоционального фона.

В процессе диагностирования лечащий специалист изучает характер воздействия стрессоров и делает выводы в отношении интенсивности их выраженности.

Дополнительно назначаются обследования, позволяющие подтвердить или опровергнуть наличие таких проблем как: пост-травматический стресс, тревожность, депрессивное состояние и т.п. Для уточнения диагноза пациента могут направить на консультацию психиатра.

Методы лечения

Подбирая подходящее лечение, специалист оценивает индивидуальные особенности состояния больного и составляет программу, позволяющую эффективно нейтрализовать проявления, мешающие человеку вести полноценную жизнедеятельность. Дополнительно лечение направляется на исключение вероятности развития депрессивного состояния.

Помните: лечение может составляться исключительно специалистом и оно обязательно должно быть комплексным

Ключевые методы перечислены далее.

  1. Психотерапия. Рассматривается в качестве основного терапевтического метода, позволяющего эффективно справляться с проблемой дезадаптации. Используется, прежде всего, для поиска провоцирующих моментов и последующего развития механизмов сопротивления вновь возникающим стрессам. Как правило, является кратковременной и может проводиться в разных формах: семейной, индивидуальной, поведенческой, групповой.
  2. Медикаментозное лечение. Обычно используются в комплексе с методами психотерапии с целью облегчения общей характерной симптоматики. Пациенту могут рекомендоваться препараты, оказывающее успокаивающее и противодепрессивное действие. Лекарства применяются для устранения сопутствующих симптомов.

Профилактических мероприятий как таковых нет. Нужно лишь минимизировать подверженность стрессовым ситуациям и своевременно обращаться за врачебной помощью – тогда положительные результаты не заставят себя долго ждать.

Источник: http://prodepressiju.ru/psihicheskie-rasstrojstva/stress/rasstroystvo-adaptacii-simptomy.html

Расстройство адаптации: симптомы, лечение

Нарушения адаптации у детей

Жизнь человека полна событий, иногда не совсем приятных, и даже печальных. Одни принимают их как должное, другим трудно бывает справиться с ударами судьбы. Тогда врачи говорят о расстройстве адаптации.

Что это за недуг?

Психическое расстройство, связанное с чрезмерно сильной реакцией человека на происходящие в жизни негативные события, называют расстройством адаптации. Это самостоятельное заболевание, не являющееся обострением других нарушений психического здоровья.

Проявляется от трех месяцев до полугода с момента возникновения стрессовой ситуации. Обычно нарушение проходит само собой после прекращения воздействия на человека негативных обстоятельств.

Реже возникает тотальное расстройство адаптации, которое требует более внимательного отношения, так как опасно осложнениями и ухудшением психосоматических состояний.

Симптомы проблемы

В чем проявляется расстройство адаптации? Симптомы недуга следующие:

  • Депрессивное настроение. Возникает обоснованно как следствие неблагоприятных событий. Проявляется состоянием подавленности, невозможность сконцентрироваться на работе или учебе, разрозненность мыслей, повседневные занятия становятся трудновыполнимыми.
  • Чувство тревоги. После пережитого стресса или сильного горя в человеке появляется тревожность, боязнь повторения стрессовой ситуации, неуверенность в завтрашнем дне. Формируется заниженная самооценка и неуверенность в себе.
  • Расстройство адаптации проявляется физическими нарушениями, такими как: головная боль, бессонница, боли в груди, расстройство пищеварения, затрудненное дыхание, тахикардия, тошнота, изменение аппетита в большую или меньшую сторону.
  • Нарушение поведения. Наблюдаются неадекватные поступки, неприемлемые для человека ранее: вандализм, хулиганства, опасная езда на автомобиле или мотоцикле, прогулы учебы или работы. В основном такое буйное поведение характерно для подростков в состоянии нарушения адаптации, но и взрослые не исключение. Расстройство социальной адаптации – наиболее опасное проявление недуга, так как не только ставит под угрозу отношения с обществом, но и приводит к серьезным последствиям, вплоть до уголовной ответственности или несчастного случая.
  • Стремление к одиночеству. Человек старается уменьшить количество контактов с окружением, замыкается в себе.
  • Повышенная раздражительность.

Коварная болезнь – расстройство адаптации. Симптомы могут соединиться воедино, а в некоторых случаях недуг проявляется лишь одним или двумя признаками.

Факторы риска

Одни люди более подвержены нарушению адаптации, чем другие. С чем это связано? Выделяют факторы и условия, оказавшись в которых, людям труднее справиться со стрессом:

  • Генетическая предрасположенность. Люди по-разному реагируют на жизненные ситуации в зависимости от наследственности и типа темперамента.
  • Трудные условия проживания, природные или социальные.
  • Экстремальные ситуации (война, природные катаклизмы).
  • Социальный статус.
  • Психологические травмы, полученные в детстве.
  • Личные качества, способность приспосабливаться к изменениям в жизни.

Бывают ситуации, когда не происходит никаких трагедий в жизни, никто не умирает и не болеет, но человек все равно подвергается расстройству адаптации. Это происходит под воздействием значимых перемен, нарушения повседневности, таких как призыв в армию, увольнение, у детей – поступление в сад и школу.

Трудности адаптации в армии

Попав в армию, многие ребята оказываются не готовыми психологически к жизни в постоянном стрессе.

Отдаленность от дома, невозможность видеть близких людей, новое окружение, мужской коллектив, тяжелые условия проживания и физические перегрузки, строгий режим – такая резкая перемена провоцирует негативные эмоции абсолютно у всех призывников, но некоторые оказываются более подвержены психическим расстройствам. Отсюда и возникают инциденты в армии – парни сбегают, стреляют в мирных людей, совершают попытки суицида.

Расстройство адаптации у солдат – опасное явление. Близкие люди далеко, и человек чаще всего не получает никакой помощи. Расстройство адаптации в армии является поводом для комиссования.

Главное, чтобы его вовремя заметили, не доводя до беды.

Ведь обычно человек в такой ситуации держит свои переживания в себе, пока напряжение не достигнет своего пика, когда он начинает вести себя неадекватно.

Безработные

Потеря работы из-за сокращения штата или других причин, не зависящих от работника, это всегда стресс, который может сразу вызвать нарушение психического здоровья.

Длительное нахождение в статусе безработного также провоцирует расстройство адаптации из-за постоянных проблем и накопившихся отрицательных эмоций.

Безработица создает почву для нарушений адаптации ввиду таких сопутствующих проблем:

  • Постоянные финансовые проблемы.
  • Чувство собственной ненужности и неспособности к переменам.
  • В семьях безработных часты конфликты, повышается риск развода, возможно жестокое обращение с детьми и неправильное воспитание.
  • В условиях безработицы возрастает уровень преступности, особенно это касается молодых людей, которые пытаются найти возможность заработка незаконными путями.
  • Жилищные проблемы.
  • Проблема обучения детей.

Расстройства адаптации безработных наблюдаются чаще всего у слабых в плане трудоустройства слоев населения.

Это люди пенсионного и предпенсионного возраста, молодые мамы с маленькими детьми, люди без профессионального образования.

Вызывает депрессии, подавленность, неуверенность в себе, при длительном продолжении подобной ситуации приводит к психическим болезням, алкоголизму, наркомании, совершению уголовно-наказуемых действий, суициду.

Дети дошкольного возраста

Социальная адаптация – приспособленность к окружающим условиям, адекватное взаимодействие с обществом. Расстройства социальной адаптации детей проявляются, когда они начинают ходить в сад или школу. Изначально ребенком движут только его собственные потребности и желания.

Он не может мотивировать себя на какую-либо деятельность самостоятельно, для этого ему нужна помощь взрослых.

Чтобы стать социально адаптированным, ему приходится учиться взаимодействовать с окружающими людьми, считаться с желаниями других, приспосабливаться к новым окружающим условиям, которые изменить он не может.

Если родители заранее дают ребенку знания о правилах и границах своего поведения в обществе, ему легче потом адаптироваться к новым условиям и большому кругу общения, так как полученные знания он переносит в жизнь. Сначала малыши учатся взаимодействовать с окружающим миром в детском саду. Родители, которые отказываются отдавать своих детей в сад, совершают большую ошибку. В школе такому ребенку придется очень тяжело.

Дети младшего школьного возраста

Плохая или недостаточная подготовка ребенка младшего возраста к жизни в обществе приводит к нарушению адаптации. Это влияет на его успеваемость не только при поступлении в первый класс, но и может отложить отпечаток и на дальнейшую его жизнь.

Нарушение адаптации проявляется плохим поведением, непослушанием, отказом от общепринятых правил поведения в пользу личных желаний.

Либо, наоборот, ребенок замыкается в себе, не общается со сверстниками, не интересуется общественной жизнью, предпочитает быть в одиночестве.

Факторы риска, которые увеличивают возможность того, что возникнет расстройство адаптации детей:

  • В семье, где растет ребенок, злоупотребляют алкоголем.
  • Родители конфликтуют между собой.
  • Отсутствует мотивация к обучению у ребенка.
  • Ребенку, его воспитанию уделяется мало времени в семье.
  • Отставание в развитии.
  • Применение к ребенку физического наказания.
  • Низкий культурный и социальный уровень семьи.

При наличии подобных факторов у ребенка, влияющих на его адаптацию, школьный педиатр должен принять меры, чтобы помочь в непростой ситуации.

Трудный возраст – подростки

Расстройство адаптации может произойти и в более старшем возрасте, у старшеклассников. Причиной тому обычно становятся проблемы в учебе или личные конфликты со сверстниками. Ситуацию усугубляют переходные изменения в организме и психике, которые подростки обычно тяжело переносят.

Здесь уже имеют место взрослые проблемы, такие как отношения с противоположным полом, первая любовь, не всегда взаимная. Нарушение адаптации у подростков наиболее опасно, так как проявляется оно обычно буйным поведением, отказом от общепринятых правил. Дети прогуливают школу, уходят из дома, занимаются хулиганством.

Часто такое состояние приводит их к употреблению алкоголя или наркотиков.

Лечение расстройства

Если симптомы с течением времени не угасают, а только усиливаются, лечение расстройства просто необходимо организовать в срочном порядке во избежание плачевных результатов.

В некоторых случаях посещение психотерапевта становится обязательной мерой, особенно при затяжном течении болезни или при попытках суицида. При таких проявлениях возможно даже применение стационарного психиатрического лечения.

Работа специалистов дает хороший результат, и при правильном лечении пациент приходит в норму через 2-3 месяца.

Лекарственные препараты облегчают состояние человека, если нет серьезных проявлений, опасных для жизни и здоровья. Врач может назначить антидепрессанты.

Применять их самостоятельно без назначения специалиста строго запрещено, да и в аптеке их отпускают только по рецепту, так как это серьезные препараты сильного действия.

От чувства тревоги и страха помогут избавиться транквилизаторы, например, “Афобазол”. Они облегчают симптомы, восстанавливают жизненный тонус, не вызывая привыкания.

Помощь и поддержка близких людей – неотъемлемая часть реабилитации.

Последствия заболевания

Расстройство адаптации, лечение которого не проводится, опасно своими серьезными последствиями. Это депрессивные состояния, имеющие хронический характер, пристрастие к алкоголю или наркотикам. Состояние алкогольного и наркотического опьянения еще сильнее повышает риск самоубийства больного.

Более всех таким осложнениям подвержены подростки из-за несформированной психики и особенностей возрастных изменений. Если расстройство проявляется асоциальным, неадекватным поведением, это может повлечь новые неприятности: увольнение с работы, отчисление из учебного заведения, ссоры в семье.

Источник: http://fb.ru/article/247716/rasstroystvo-adaptatsii-simptomyi-lechenie

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.