Нарушения памяти

Содержание

Нарушение памяти

Нарушения памяти

Память — это одна из самых важных функций в жизни человека. Память — это способность сохранять и воспроизводить в нужный момент воспоминания или абстрактную информацию. Память играет решающую роль в обучении и в рабочих навыках, а в детском возрасте участвует в формировании личности.

Нарушение памяти — это патологические состояние, которое может быть симптомом множества заболеваний. В результате у пациента наблюдается нарушение восприятия реальности, выраженной в той или иной степени.

Этот симптом может быть как постоянным и сохраняться на протяжении длительного периода времени (или даже в течение всей жизни), так и эпизодическим. С последним вариантом сталкивался каждый четвертый — в разной степени и в разные периоды жизни.

В ЦЭЛТ вы можете получить консультацию специалиста-невролога. Записаться на прием

Первичная консультация – 3 200 руб.

Повторная консультация – 2 000 руб.

Основные причины

Причины могут быть самыми разнообразными. Самая частая, по данным статистических исследований, это астенический синдром. Так называют комплекс симптомов: психоэмоциональное напряжение, эмоциональная лабильность, повышенная тревожность, признаки депрессии. Вторая по частоте причина — это последствия каких-либо заболеваний.

Но существует ряд других факторов, которые могут привести к нарушениям памяти:

  • Иные астенические состояния: стрессовые ситуации, переутомление.
  • Чрезмерное употребление алкоголя. Приводит к соматическим нарушениям, структурным изменениям мозга.
  • Болезни, связанные с патологиями кровообращения в головном мозге.
  • Травмы головы.
  • Опухоли, локализованные в тканях головного мозга.
  • Патологии психиатрического профиля.
  • Врожденные нарушения интеллекта — как генетические, так и связанные с родовыми травмами.
  • Нарушение обмена веществ.
  • Хроническая интоксикация (например солями тяжелых металлов)

Соответственно, лечение в каждом случае специфическое, а диагностика требуется тщательная, так как причин множество.

Признаки развития нарушений памяти

Могут появляться в одночасье, а могут развиваться практически незаметно. То, как прогрессирует заболевание, важно для диагностики.

Симптомы располагают по нескольким категориям. Оценивают и то, насколько сильно пострадала память, и то, какие ее компоненты затронуты.

По количеству выделяют такие симптомы:

  • Амнезия. Так называется полное забывание событий какого-либо временного периода. Этот же термин применяется для обозначения полной потери воспоминаний.
  • Гипермнезия. Это обратный процесс — пациенты отмечают феноменальное усиление памяти, запоминают все мелочи, могут воспроизвести большой объем информации.
  • Гипомнезия. Это частичная потеря воспоминаний или частичное снижение памяти.

Есть симптомы, связанные с поражением различных компонентов памяти:

  • Невозможность запомнить события, происходящие в настоящий момент времени.
  • Затруднения с воспроизведением событий из прошлого, затруднения с воспроизведением запомненной ранее информации.

Интересно, что при нарушениях памяти довольно часто удалению подвергаются какие-то конкретные объекты воспоминаний:

  • Память о травмирующих событиях, негативные ситуации и события.
  • Удаление событий, компрометирующих человека.

Может наблюдаться и забывание, не связанное с конкретными объектами, но при этом фрагментарное. В таком случае из памяти выпадают случайные участки воспоминаний, и не удается найти какую-то систему.

Что касается качественного нарушения воспоминаний, то симптоматика может быть следующей:

  • Замещение собственных воспоминаний чужими или собственными, но из другого периода времени.
  • Замещение собственных воспоминаний вымышленными, никогда не существовавшими в реальности и объективно невозможными.
  • Замещение собственных воспоминаний ситуациями и фактами, почерпнутыми из СМИ, где-либо услышанными — то есть реальными, но не принадлежащими конкретным людям или пациенту.

Еще одно необычное нарушение связано с восприятием реального времени как чего-то такого, что происходило в прошлом. Так как бывает чрезвычайно важно разобраться, какие именно нарушения есть у пациента, ему приходится долгое время работать с психиатром даже при отсутствии психического заболевания — это необходимо для объективного распознавания симптоматики и постановки верного диагноза.

Нарушение памяти у детей

У детей постановка диагноза затруднена еще сильнее. Это связано с тем, что нарушения памяти могут проявляться вследствие врожденных заболеваний или могут быть приобретены уже в течение жизни.

У детей выделяют две основные формы потери памяти — это гипомнезия (проблемы с запоминанием и последующим воспроизведением информации) и амнезия (полная потеря какого-либо участка памяти).

Кроме заболеваний сферы интеллекта, к нарушению памяти у детей могут привести психические заболевания, отравления, а также коматозные состояния.

Чаще всего у детей диагностируют нарушение памяти на фоне астении или неблагоприятного психологического климата. Признаками патологии в данном случае выступают отсутствие усидчивости, проблемы с фиксацией внимания, изменения поведения.

Как правило, дети с нарушениями памяти плохо справляются со школьной программой. У них достаточно часто затруднена социальная адаптация.

Проблемы с памятью в детском возрасте могут быть связаны с нарушениями зрения — ведь большую часть информации человек получает с помощью зрения, а визуальное восприятие очень развито именно в детском возрасте. В таком случае у ребенка появляются следующие симптомы: снижение объема памяти, низкая скорость запоминания, быстрое забывание.

Так происходит из-за того, что образы, полученные незрительным путем, практически не окрашены эмоционально. Поэтому такой ребенок будет показывать более низкие результаты по сравнению со зрячим. Адаптация заключается в упоре на развитие словесно-логического компонента, увеличение объема кратковременной памяти, развития двигательных навыков.

Нарушение памяти в пожилом возрасте

У многих пожилых людей в той или иной степени нарушена память. В первую очередь это стоит связывать с возрастными изменениями в кровеносной системе и работе головного мозга. Сказывается и замедление метаболизма, которое бьет по нервной ткани.

Важная причина нарушений — это болезнь Альцгеймера, которая проявляется и активно прогрессирует в зрелом и пожилом возрасте.

По статистике, не менее половины (а по данным некоторых исследований до 75%) пожилых людей сами отмечают у себя некоторую забывчивость или иные нарушения памяти. Первой страдает кратковременная память. Это приводит к целому ряду неприятных психологических симптомов, которые, к сожалению, наблюдаются у многих пожилых людей. Среди таких проявлений: повышенная тревожность, подавленность.

В норме функция памяти снижается постепенно, поэтому даже в старости не мешает заниматься повседневными делами и не снижает качество жизни. Последние исследования показывают зависимость между здоровым образом жизни в юности, интеллектуальной работой (или иной умственной деятельностью) и состоянием в старости.

Если отмечена патология, то снижение памяти может происходить быстрее. При отсутствии правильно поставленного диагноза и адекватного лечения, высок риск развития деменции. Это состояние характеризуется потерей бытовых навыков вследствие потери способности к запоминанию.

Диагностика

Диагностика начинается с внимательного сбора анамнеза — это связано с тем, что наиболее важную информацию о своем состоянии может сообщить сам пациент или его родственники. Первым делом врач определяет, какой компонент памяти страдает больше всего, а затем намечает план дальнейшего обследования.

Разработано и применяется множество специализированных тестов, которые позволяют дифференцировать различные нарушения.

Чаще всего применяются такие тесты:

  • Повторение слов сразу же после того, как они были услышаны — позволяет оценить работу кратковременной памяти. Понятно, что здоровый человек сможет повторить все слова.
  • Повторение десяти слов. Суть теста в том, что врач озвучивает десять никак не связанных между собой слов. Пациент их повторяет. Затем этот цикл повторяется с теми же словами 5 раз. Здоровые люди первый раз называют не менее 4 слов, а при последнем повторении могут озвучить все.
  • Метод пиктограмм. Пациенту озвучивают несколько слов (обычно около 10), а затем дают время, чтобы он изобразил на бумаге вспомогательный рисунок. По рисунку пациент называет слова, а затем его просят посмотреть на бумагу и назвать их через час. Нормой считается запоминание не менее 90% слов.
  • Простой, но эффективный метод — пересказ простого сюжетного текста из нескольких предложений. Тест имеет вариации — текст зачитывает врач или сам пациент (таким образом тестируют зрительную и слуховую память).

Не менее важны и инструментальные исследования, которые позволяют оценить функциональное состояния головного мозга и состояние кровеносной системы. Активно применяются электроэнцефалография, резонансная томография и компьютерная томография.

Если есть предположения о том, что нарушение памяти появилось вследствие соматического заболевания — то применяют диагностические методы, направленные на выявление основного диагноза, а состояние памяти контролируют во время выздоровления.

Лечение

Тактика лечения на 100% зависит от причины. Адекватная терапия подбирается индивидуально, с учетом течения заболевания и состояния пациента. Некоторые заболевания требуют пожизненной коррекции.

Важно вовремя обратиться за врачебной помощью. Многие заболевания, связанные с ослаблением памяти (впрочем, как и другие) лучше поддаются терапии на ранних стадиях развития.

Как правило, лечение направлено и на устранение непосредственной причины болезни, и на устранение симптомов — для улучшения качества жизни пациента.

Пройти полноценную диагностику и использованием самых современных методов и получить эффективную схему лечения можно в многофункциональной клинике ЦЭЛТ. Передовые технологии и квалифицированные врачи помогут вернуть утраченную память.
Запишитесь на прием через заявку или по телефону +7 (495) 788-33-88

Источник: https://www.celt.ru/simptomy/narushenie-pamyati/

Расстройства памяти – виды, причины и способы лечения

Нарушения памяти

Расстройства памяти – одно из сложных психоневрологических нарушений, осложняющий жизнь. У пожилых людей возникающие провалы в памяти являются закономерным процессом старения. Некоторые расстройства поддаются коррекции, другие являются симптомом более тяжелого сопутствующего заболевания.

Нарушение памяти в психологии

Психические расстройства памяти – группа качественных и количественных нарушений, при которых, человек либо перестает запоминать, узнавать и воспроизводить информацию, либо происходит заметное снижение этих функций.

Для того, чтобы понять, как определенные нарушения воздействуют на запоминание человеком информации, важно понимать что есть память.

Итак, память – это высшая психическая функция включающая в себя комплекс когнитивных способностей: запоминание, хранение, воспроизведение.

Самыми распространенными нарушениями памяти считаются:

  • гипомнезия – снижение или ослабление;
  • парамнезия – ошибки в памяти;
  • амнезия – выпадение событий (до или после).

Причины расстройства памяти

Почему наблюдаются расстройства памяти? На это есть множество причин как психологического, так и патологического характера, травматическое воздействие на человека. Нарушение памяти – психологические причины:

  • психоэмоциональное перенапряжение;
  • депрессия;
  • переутомление в следствие умственной или тяжелой физической работы;
  • произошедшая когда-то психотравма, вызвавшая защитную реакцию – вытеснение;

Расстройства функций памяти – причины органического характера:

  • астенический синдром;
  • длительное токсическое воздействие на мозг алкоголя, наркотических веществ;
  • неблагоприятная экология;
  • различные нарушения кровообращения (инсульт, атеросклероз, гипертензия);
  • онкология мозга;
  • вирусные инфекции;
  • болезнь Альцгеймера;
  • врожденные психические недуги и генетические мутации.

Внешние воздействия:

  • черепно-мозговые травмы;
  • тяжелые роды с наложением щипцов на головку ребенка.

Виды нарушения памяти

Многие люди знакомы с понятием амнезия, ведь само слово очень часто фигурирует в разных фильмах или сериалах, где один из героев теряет память или притворяется, что ничего не помнит, а между тем, амнезия – это лишь один из видов нарушения памяти. Все виды расстройств памяти принято делить на две большие группы:

  1. Количественные – гипермнезия, амнезия, гипомнезия.
  2. Качественные – конфабуляция, контаминация, криптомнезия, псевдореминисценция.

Когнитивное расстройство памяти

Память относится к когнитивным функциям мозга человека. Любые нарушения расстройства памяти будут являться когнитивными и накладывающими отпечаток на все мыслительные процессы человека Когнитивные расстройства памяти принято делить на 3 вида:

  • легкие – поддаются медикаментозной коррекции;
  • средние – возникают раньше, чем в пожилом возрасте, но не критичны, часто связаны с другими заболеваниями;
  • тяжелые – эти расстройства, возникают при общем поражении мозга, например в результате прогрессирующей деменции.

Количественные расстройства памяти

Нарушение работы памяти – дисмнезии (количественные расстройства) психиатрами подразделяются на несколько видов. Самую многочисленную группу составляют разного рода амнезии, при которых происходит потеря памяти на определенный временной промежуток. Виды амнезий:

  • ретроградная – возникает на предшествующие травматической, болезненной ситуации события (например, период до наступления эпилептического припадка);
  • антероградная (височная) – происходит выпадение событий уже после случившейся травматической ситуации больной не помнит период, как он попал в больницу;
  • фиксационная – нарушение памяти, при котором не запоминаются текущие впечатления, человек в этот момент может быть полностью дезориентирован в пространстве и спустя несколько секунд все действия в текущем моменте забываются больным навсегда;
  • конградная – выпадение из памяти состояния во время делирия, онейроида, амнезия в этом случае может быть тотальной или фрагментарной;
  • эпизодическая – бывает и у здоровых людей при утомлении, например у водителей, длительно находящихся в дороге, при воспоминании они могут ярко могут помнить начало и конец пути, забывая, что происходило в промежутках;
  • детская – невозможность вспомнить события, происходящие до 3 – 4-летнего возраста (нормальное явление);
  • интоксикационная – при алкогольном и наркотическом опьянении;
  • истерическая (кататимная) – выключение из памяти психотравмирующих событий;
  • аффективная – выпадение событий, происходящих во время аффекта.

К количественным нарушениям памяти относятся и следующие расстройства:

  • гипомнезия («прорешливая память») – больной помнит только важные события, у здоровых людей это может выражаться в слабости памяти на даты, имена, термины;
  • гипермнезия – повышенная способность помнить события прошлого, неактуальные на данный момент.

Нарушение кратковременной памяти

Расстройства кратковременной памяти психиатрия связывает со многими факторами и причинами, чаще с сопутствующими заболеваниями и стрессогенными факторами.

Кратковременная или первичная, активная память – важный компонент памяти вообще, ее объем составляет 7±2 единицы, и удерживание поступающей информации равно 20 секундам, если нет повторения след информации спустя 30 секунд становится очень хрупким.

Кратковременная память очень уязвима, и при амнезии происходит выпадение из памяти событий, которые случились от 15 секунд до 15 минут назад.

Нарушение памяти и речи

Слухоречевая память основана на запечатлеваемых слуховым анализатором образов и запоминанием разных звуков: музыки, шумов, речи другого человека, выраженные Расстройства памяти и речи характерны для умственно-отсталых детей и вследствие поражения при травме или инсульте левой височной доли головного мозга, что приводит к синдрому акустико-мнестической афазии. Устная речь больным плохо воспринимается и из 4 произнесенных вслух слов воспроизводит лишь первое и последнее (эффект края).

Все когнитивные функции головного мозга взаимосвязана, и если происходит нарушение одной функции, со временем, по цепочке начинают страдать и другие. Расстройства памяти и интеллекта наблюдается при болезни Альцгеймера, сенильной деменции.

Если рассматривать, как происходит нарушение можно в пример привести, что человек в уме совершает множество операций, которые с помощью кратковременной и долговременной памяти в виде опыта сохраняются.

При нарушениях памяти происходит утрата этого синтезированного памятью и мышлением опыта.

Расстройство памяти и внимания

Все расстройства внимания и памяти негативным образом сказываются на запоминании событий, ситуаций и информации. Типы нарушения памяти и внимания:

  • функциональные – возникают при невозможности сосредоточиться вниманием на определенном действии, что проявляется ухудшением запоминания, характерно при СДВГ у детей, стрессах;
  • органические – при олигофрении, синдроме Дауна, развитии деменции у пожилых людей.

Расстройства памяти при поражениях мозга

При поражении разных отделов головного мозга расстройства памяти имеют разное клиническое проявление:

  • поражение гиппокампа и «круга Пейпеца» – возникает грубая амнезия на текущие повседневные события, дезориентация в пространстве и времени, больные жалуются на то, что все выпадает из памяти, и они вынуждены все записывать, чтобы помнить;
  • поражение медиальных и базальных отделов лобных долей – характеризуется конфабуляциями и ошибками памяти, больные некритичны к своей амнезии;
  • локальные поражения конвекситальных отделов – нарушение мнестической функции в какой-либо определенной сфере;
  • нарушение памяти после инсульта может быть вербальным (больной не может вспомнить названия предметов, имена близких людей), визуальным – отсутствует память на лица и формы.

Нарушение памяти у ребенка

В основном, нарушения развития памяти у детей связывают с астеническим синдромом, который в совокупности представляет собой высокое психоэмоциональное напряжение, тревожность и депрессию.

Неблагоприятный психологический климат, ранняя депривация, гиповитаминоз тоже являются провоцирующими амнезию у детей.

Часто, у детей проявляется гипомнезия, выраженная в плохом усвоении учебного материала или другой информации, при этом наряду с нарушениями памяти страдают все когнитивные функции.

Расстройство памяти у пожилых людей

Сенильная деменция или старческое расстройство памяти, в народе именуемое старческим маразмом одно из часто встречающихся нарушений памяти у лиц пожилого возраста.

Деменцией сопровождаются и такие недуги, как: болезнь Альцгеймера, Паркинсона и Пика. Кроме амнезии наблюдается угасание всех мыслительных процессов, наступает слабоумие с деградацией личности.

Неблагоприятными факторами в развитии деменции являются сердечно-сосудистые заболевания, атеросклероз.

Симптомы нарушения памяти

Симптоматика нарушений разнообразна и зависит от того, в каких формах проявляются расстройства памяти, в основном, симптомы могут быть следующими:

  • утрата сведений, навыков, как обычных (чистка зубов), так и связанных с профессией;
  • дезориентация во времени и пространстве;
  • устойчивые пробелы на произошедшие «до» и «после» события;
  • палимпсест – выпадение отдельных событий при алкогольном опьянении;
  • конфабуляции – замещение пробелов памяти информацией фантастического характера, в которую больной верит.

Диагностика нарушений памяти

Основные нарушения памяти должен диагностировать врач, чтобы не пропустить серьезное сопутствующее заболевание (опухоли, деменция, СД). Стандартная диагностика включает в себя комплексное обследование:

  • анализы крови (общий, биохимия, гормоны);
  • магнитно-резонансная томография (МРТ);
  • компьютерная томография (КТ);
  • позитронно-эмиссионная томография (ПЭТ).

Психодиагностика нарушений памяти основана на методах А.Р. Лурия:

  1. Заучивание 10 слов. Диагностика механической памяти. Психолог или психиатр медленно по порядку называет 10 слов и просят больного повторить в любом порядке. Процедура повторяется 5 раз, и при повторении врач отмечает сколько из 10 слов были правильно названы. В норме, после 3-го повторения все слова запоминаются. Через час больного просят повторить 10 слов (в норме 8 – 10 слов должны быть воспроизведены).
  2. Ассоциативный ряд «слова+картинки». Нарушения логической памяти. Терапевт называет слова и просит больного подобрать к каждому слову картинку, например: корова – молоко, дерево-лес. Через час, больному предъявляются картинки с просьбой назвать слова соответствующие изображению. Оценивается количество слов и сложность-примитивноть в составлении ассоциативного ряда.

Коррекция нарушений памяти

Нарушения и расстройства памяти человека во многих случаях при своевременном обращении поддаются медикаментозной коррекции и лечению. Способы коррекции зависят от вида нарушений памяти, при особо тяжелых на излечение не следует надеяться, лишь на облегчение сопутствующей симптоматики. Основная схема лечения строится на следующей терапии:

  • купирование острого состояния (при психозах, травмах);
  • витаминотерапия;
  • психотропные средства (транквилизаторы элениум, диазепам);
  • восстановление мозгового кровообращения (Ноотропил, Винпоцетин, Пирацетам, Гингко Билоба).

В дополнение к лечению назначаются:

  • сбалансированное питание;
  • фитотерапия (шалфей, имбирь, настой из пустырника или валерианы лекарственной);
  • когнитивное развитие памяти помогает держать ее в тонусе до самого преклонного возраста (новое хобби, разгадывание кроссвордов, изучение иностранных языков).

Источник: https://womanadvice.ru/rasstroystva-pamyati-vidy-prichiny-i-sposoby-lecheniya

Нарушение памяти – симптомы, причины, лечение

Нарушения памяти

Главной функцией психической деятельности головного мозга является его способность запоминать и воспроизводить в нужный момент усвоенную информацию.

Именно благодаря свойствам памяти у человека имеются воспоминания, опыт, знания. Индивид способен оперировать информацией, не соприкасаясь с ней в реальной жизни.

Память нужно беречь, иначе различные причины могут привести к появлению симптомов ее нарушения, что потребует серьезного лечения.

Навряд ли человек, который страдает нарушениями памяти, сможет отметить это. Ведь нередко нарушение данной функции мозга сопровождается нарушениями мышления и даже критического оценивания своего здоровья. Вот почему специалисты сайта психиатрической помощи psymedcare.ru рекомендуют обращаться к врачам за помощью родственникам больного.

Нарушение памяти может быть следствием развития болезни головного мозга, его травмы, недоразвитости с рождения или уменьшения количества поступления крови, что приводит к атрофии тканей и недостаточности работы отделов.

Также не следует исключать психические заболевания, которые часто провоцируют нарушение памяти, и старческие заболевания мозга с атрофией тканей, что также приводит к снижению запоминания и воспроизведения информации.

Самыми известными формами нарушения памяти являются:

  1. Деменция.
  2. Амнезия.
  3. Потеря кратковременной или долговременной памяти.

Если причины, которые спровоцировали нарушение, обратимы, тогда память можно восстановить. Однако если причины связаны с атрофическими процессами в головном мозгу, тогда, скорее всего, память уже невозможно будет восстановить полностью.

Что такое нарушение памяти?

Нарушение памяти такое же неприятное явление, как и потеря полноценной функциональности других областей мозга. Ведь память отвечает за укрепление, усвоение и воспроизведение информации.

Как человек будет жить, если он не сможет чего-то вспомнить либо его воспоминания вообще исчезнут? Нарушением памяти называется симптом, при котором человек не способен запоминать и воспроизводить конкретные виды информации.

Делят две формы нарушения памяти:

  1. Качественная – когда человек не запоминает события, начинает их выдумывать.
  2. Количественная – когда человек мало или много информации не способен запомнить по сравнению в естественной способностью памяти.

Существует множество причин развития нарушения памяти. В связи с этим в одних случаях память можно восстановить, а в других нет.

К примеру, очень многие люди становятся забывчивыми в результате сильного переутомления, злоупотребления лекарствами или алкоголем, длительной работы при отсутствии отдыха, поглощения большого количества информации, в состоянии болезни и даже депрессии. Если человек плохо себя чувствует, тогда он становится менее способным запоминать и тем более воспроизводить информацию.

Однако есть состояния, которые уже невозможно обратить полностью, а сам процесс лечения будет очень долгим. Так, известная форма нарушения памяти – деменция – еще сопровождается снижением мыслительной деятельности.

Прежде чем переходить к лечению, необходимо выяснить причины развития нарушения памяти. Если человек здоров на всех уровнях, тогда ему просто рекомендуется отдых от повседневных дел.

Если человек начал терять память в результате депрессии, тогда рекомендуется помощь психолога, который будет устранять причину (проблему, из-за которой развилась депрессия), а не восстанавливать память (которая восстановится сразу же, как будет устранена депрессия).

Если же причиной нарушения памяти являются различные физиологические заболевания, тогда лечением занимаются врачи. Память может восстановиться, а может и навсегда остаться утерянной.

перейти наверх

Причины нарушения памяти

Причин для развития нарушения памяти великое множество:

  1. Астеническое состояние.
  2. Интоксикация организма.
  3. Истощение организма.
  4. Высокая тревожность.
  5. Черепно-мозговые травмы.
  6. Утомляемость.
  7. Депрессивное состояние.
  8. Возрастные изменения.
  9. Алкоголизм.
  10. Дефицит микроэлементов.
  11. Нарушение кровообращения в головном мозгу.
  12. Длительные стрессовые факторы.
  13. Болезни нервной системы, например, болезнь Паркинсона или Альцгеймера.
  14. Наркомания.
  15. Неврозы.
  16. Шизофрения.
  17. Различные болезни психики.

У маленьких детей нарушение памяти может быть следствием недоразвитости головного мозга или врожденными причинами. Так, может развиться гипомнезия (неспособность запоминать и воспроизводить информацию) или амнезия (выпадение из памяти какого-то события или времени). Приобретенными причинами нарушения памяти у детей являются:

  • Травмы психического или физического характера.
  • Сильное отравление.
  • Психическое заболевание.
  • Астеническое состояние.
  • Неблагоприятная среда в семье или детском коллективе.
  • Гиповитаминоз.
  • Непомерная нагрузка на нервную систему.

Однако уже с первых дней жизни у малыша может наблюдаться нарушение памяти по следующим причинам:

  1. Длительные хронические болезни матери во время беременности.
  2. Трудная беременность и тяжелые роды.
  3. Родовые травмы.

Почему люди не помнят происходящих с ними событий после рождения, во младенчестве, в очень раннем детстве? Подобная «амнезия» наступает в возрасте 7 лет. В 5-7 лет ребенок помнит от 63 до 72% из всего происходящего с ним в раннем возрасте, а в 8-9 лет остается лишь 35% воспоминаний. Не все стирается из памяти человека, однако большая часть не может быть воспроизведена в старшем возрасте.

https://www.youtube.com/watch?v=yj2A57269nQ

Чем объясняется подобная детская «амнезия»? Нестабильностью гиппокампа. До 7-летнего возраста он не очень хорошо запоминает информацию. Однако после 5-7 лет начинают развиваться нейроны, устанавливать новые связи, отчего прежняя информация теряется.

Речь идет о том, что мозг забывает все, что было усвоено за первые годы жизни и перестает быть использованным в более позднем периоде. Вот почему человек помнит, как ходить, говорить, рисовать, читать, если данные навыки продолжает использовать в более позднем возрасте.

Но ребенок не сохраняет в памяти те события, которые с ним происходили и не имели большого значения.

Зачем так задумано природой, еще остается загадкой. Возможно, психика оберегает себя от травмирующих событий, которые могли произойти с ребенком за данный период.

Может быть, необходимость нейронов устанавливать новые связи, которые подкрепляются усиленным обучением ребенка и получением новых знаний, перекрывает доступ к прежней информации.

Но все люди сталкиваются с тем, что они не могут вспомнить большую часть своей ранней жизни, когда только появились на свет и познавали мир из коляски.

На функции памяти влияет питание человека. Одно дело – когда человек плохо питается, из-за чего его организм не получает нужные микроэлементы, что приводит к нарушению памяти. Другое дело – когда у человека имеются болезни сосудисто-сердечной системы, из-за чего нарушено кровообращение в головном мозгу, что также приводит к нарушению памяти.

Не следует забывать о возрасте пациента. Перешагнув рубеж 60 лет, человек может столкнуться с забывчивостью. Хорошо, если он просто будет забывать какую-то информацию.

Но намного сложнее будет человеку жить в социуме и обеспечивать себя, если у него развиваются атрофические процессы и другие болезни головного мозга.

Например, болезнь Альцгеймер лишает человека не только памяти, но и личности в целом.

Дефицит йода в организме, который попадает в щитовидную железу, которая в свою очередь продуцирует гормоны, участвующие в обменных процессах, также способствует нарушению памяти. Различные болезни щитовидки из-за дефицита йода можно легко устранить, начав употреблять продукты с высоким содержанием данного элемента.

перейти наверх

Лечение нарушения памяти

Лучше предотвращать нарушение памяти, нежели лечить его. Если причины нарушения памяти можно устранить, тогда этим и нужно заниматься. В зависимости от того, как легко устраняются причины, тем быстрее восстанавливается память.

Однако если причиной нарушения памяти стали изменения в структуре головного мозга, тогда, скорее всего, память невозможно будет восстановить.

перейти наверх

Итог

Если здоровый человек страдает различными нарушениями памяти, например, рассеянностью или забывчивостью, ему следует устранить текущие стрессы, утомляемость, восстановить правильное питание и режим дня. Также рекомендуется постоянно заниматься различными упражнениями для укрепления памяти.

Источник: http://PsyMedCare.ru/narushenie-pamyati

Расстройства памяти

Нарушения памяти

Расстройства памяти – снижение либо полная утрата функции регистрации, сохранения и воспроизведения информации. При гипомнезии нарушения характеризуются ослабеванием способности запоминать текущие и воспроизводить прошедшие события.

Амнезия проявляется абсолютной невозможностью сохранять и использовать информацию. При парамнезиях воспоминания искажаются и извращаются – больной путает хронологию событий, заменяет забытое выдумкой, сюжетами из книг и телепередач. Диагностика проводится методом беседы, специальных патопсихологических проб.

Лечение включает прием медикаментов, психокоррекционные занятия.

Память является ключевым психическим процессом, обеспечивающим возможность накопления и передачи опыта, познания окружающего мира и собственной личности, приспособления к изменяющимся условиям.

Жалобы на снижение памяти наиболее распространены среди пациентов неврологического и психиатрического профиля. Расстройства данной группы регулярно выявляются у 25-30% людей молодого и среднего возраста, у 70% пожилых.

Выраженность нарушений варьируется от незначительных функциональных колебаний до стабильных и прогрессирующих симптомов, препятствующих социальной и бытовой адаптации.

В возрастной группе 20-40 лет превалируют астено-невротические синдромы, носящие обратимый характер, у больных старше 50 лет ухудшение памяти часто обусловлено органическими изменениями в головном мозге, ведущими к стойкому когнитивному дефициту и плохо поддающимися лечению.

Причины расстройств памяти

Проблемы с памятью могут быть спровоцированы множеством факторов.

Наиболее распространенной причиной является астенический синдром, вызванный ежедневной психоэмоциональной нагрузкой, повышенной тревожностью, физическим недомоганием.

Патологическая основа выраженного снижения функций памяти – органические заболевания ЦНС и психические патологии. К наиболее распространенным причинам мнестических нарушений относятся:

  • Переутомление. Чрезмерные физические, умственные и эмоциональные нагрузки становятся источником стресса и функционального снижения когнитивных процессов. Вероятность ослабления памяти выше при несбалансированном питании, недосыпе, бодрствовании в ночное время.
  • Соматические болезни. Физические недуги способствуют развитию общего истощения. Трудности запоминания бывают вызваны как астенизацией, так и смещением внимания с информации, поступающей извне, на ощущения в теле.
  • Алкоголизм и наркомания. Память ослабляется на фоне мозгового поражения, токсического повреждения печени, гиповитаминоза. При длительной зависимости развивается стойкий когнитивный дефицит.
  • Нарушения мозгового кровообращения. Причиной может стать спазм или атеросклероз мозговых сосудов, инсульт и другие возрастные нарушения. В группе риска пациенты с гипертонической болезнью.
  • Черепно-мозговые травмы. Память нарушается в остром и отдаленном периоде. Выраженность расстройств колеблется от легких затруднений при запоминании нового материала до внезапной утраты всех накопленных знаний (включая имя, фамилию, лица родственников).
  • Дегенеративные процессы в ЦНС. При нормальном старении мозг претерпевает инволюционные изменения – уменьшается объем тканей, количество клеток, уровень метаболизма. Происходит ослабление памяти и других познавательных функций. Выраженной стойкой дисфункцией сопровождаются дегенеративные заболевания (болезнь Альцгеймера, болезнь Паркинсона, хорея Гентингтона и пр.).
  • Психические расстройства. Когнитивный дефект формируется при различных деменциях, шизофрении. Эпилепсия, являясь неврологической болезнью, влияет психику, в том числе вызывает изменения памяти.
  • Умственная отсталость. Может быть связана с генетическими патологиями, осложнениями при беременности и родах. Мнестические нарушения наиболее выражены при умеренных и тяжелых формах болезни.

Процессы памяти реализуются при участии модально-специфических центров коры, куда поступает информация от анализаторов, и неспецифических структур – гиппокампа, зрительного бугра, поясной извилины.

Специфические (по модальности анализаторов) корковые отделы взаимодействуют с речевыми зонами, в результате чего память переходит на более сложный уровень организации – становится словесно-логической.

Избирательность памяти обеспечивается активностью лобных долей, а общая способность к запоминанию и воспроизведению – стволовыми отделами и ретикулярной формацией.

Расстройства памяти характеризуются дисфункциональностью структур мозга.

При снижении тонуса, диффузных органических процессах и повреждении подкорково-стволовых отделов ухудшаются все виды мнестических процессов: фиксация, ретенция и репродукция.

Локализация очага в лобных зонах влияет на избирательность и целенаправленность запоминания. Патология гиппокампа проявляется снижением долговременной памяти, нарушением обработки и хранения пространственной информации (дезориентацией).

Классификация

С учетом особенностей клинической картины расстройства памяти подразделяются на гипермнезию (усиление), гипомнезию (снижение), амнезию (отсутствие) и различные подтипы парамнезий – качественных изменений сохраненной информации. Классификация, ориентированная на патогенетические механизмы, разработана Александром Романовичем Лурия и включает следующие виды нарушений:

  • Модально-неспецифические. Проявляются неполноценным сохранением следов воздействий различной модальности (слуховой, зрительной, двигательной). Расстройства вызваны поражением глубоких неспецифических мозговых структур, патологическим повышенным торможением следов. Пример – корсаковский синдром при алкогольном отравлении.
  • Модально-специфические. Проблемы возникают при сохранении, воспроизведении информации определенной модальности. Расстройства развиваются на базе поражений корковых зон анализаторов, тормозимость следов являются результатом интерферирующих воздействий. Может быть патологически изменена акустическая, слухоречевая, зрительно-пространственная, двигательная память.
  • Системно-специфические. Патологии этой группы обусловлены поражением речевых зон мозга. Невозможной оказывается систематизация, организация поступающей информации с помощью смысловой словесной переработки.

Гипомнезия – снижение способности к хранению, запоминанию, воспроизведению информации. Проявляется ухудшением памяти на имена, адреса, даты и события. Особенно заметна в условиях, требующих быстрой формулировки ответа.

Мнестический дефицит связан преимущественно с событиями настоящего, информация из прошлого беднеет деталями, забывается последовательность, очередность, привязка ко времени. Как правило, первыми расстройство замечают сами пациенты.

При чтении книги им необходимо периодически возвращаться к предыдущему абзацу, чтобы восстановить сюжет. Для компенсации гипомнезии они заводят ежедневники, планеры, используют стикеры и будильники с напоминаниями.

Амнезия – полная потеря памяти. При ретроградной форме утрачиваются воспоминания о событиях, непосредственно предшествующих заболеванию. Выпадает информация о жизни в течение нескольких дней, месяцев или лет. Более ранние воспоминания сохранны.

Антероградная амнезия характеризуется потерей информации о ситуациях, произошедших после острого периода болезни или травмы. Пациенты не могут вспомнить, что с ними происходило в течение последних нескольких часов, суток или недель.

При фиксационной амнезии утрачивается возможность запоминать текущую информацию.

Прогрессирующая форма проявляется разрушением навыка запоминания и нарастающим опустошением запасов информации. Вначале больные забывают ситуации и информацию, полученную недавно. Затем из памяти стираются события далекого прошлого.

В завершении утрачивается информация обо всей прожитой жизни, включая собственное имя, лица близких людей, эпизоды из юности и детства.

При избирательной, афектогенной, истерической формах стираются воспоминания об отдельных периодах – травмирующих ситуациях, негативных переживаниях.

Качественные расстройства памяти называются парамнезиями. К ним относятся конфабуляции, криптомнезии и эхомнезии. При конфабуляциях пациенты забывают реально произошедшие события, непреднамеренно заменяют их вымыслами.

Фантазии больных могут казаться весьма правдоподобными, связанными с бытовыми, обыденными ситуациями. Иногда они носят характер фантастических, нереальных – с участием инопланетян, ангелов, демонов, с мистическими перевоплощениями действующих лиц.

Пожилым пациентам свойственны экмнестические конфабуляции – замена забытых периодов жизни информацией из детства, юности. При криптомнезиях больные считают реально пережитыми в прошлом события, описанные в книгах, увиденные в снах, фильмах или телепередачах.

Эхомнезия – восприятие происходящих ситуаций как имеющих место ранее, повторяющихся. Возникает ложное воспоминание.

Осложнения

Выраженные и грубые нарушения памяти, развивающиеся при длительном течении болезни и отсутствии лечебно-реабилитационных мероприятий, приводят к распаду сложных двигательных навыков. Такие состояния часто сопровождаются общим интеллектуальным дефицитом.

Вначале пациенты испытывают трудности при письме, чтении, счете. Постепенно возникают проблемы в пространственной ориентации, планировании времени, что затрудняет самостоятельное перемещение вне дома, снижает социальную активность.

На поздних стадиях больные утрачивают речь и бытовые навыки, не могут самостоятельно принимать пищу, совершать гигиенические процедуры.

Диагностика

Первичное исследование расстройств памяти выполняется клиническим методом. Врач-психиатр и невролог собирают анамнез, проводят беседу, по результатам которой оценивают сохранность когнитивных функций и степень выраженности нарушений, получают информацию о сопутствующих заболеваниях, перенесенных ранее нейроинфекциях и черепно-мозговых травмах.

Для выявления причин изменения памяти невролог по необходимости направляет больного на МРТ головного мозга, ЭЭГ, дуплексное сканирование брахиоцефальных артерий, исследование спинномозговой жидкости, исследование глазного дна. Специфическая диагностика расстройств памяти проводится патопсихологом, а при подозрении на локальное мозговое поражение – нейропсихологом.

Тестируется несколько видов памяти:

  • Механическая. Применяется методика «10 слов», запоминание слогов, запоминание двух рядов слов. Тесты выявляют колебания динамики психической деятельности, истощаемость. Результат представлен в форме кривой. Она носит характер стабильно сниженного плато при деменциях, может быть нормально высокой при легкой олигофрении, зигзагообразна при сосудистых патологиях, постинфекционных и постинтоксикационных состояниях, в отделенном периоде ЧМТ.
  • Смысловая. Используются пробы на пересказ содержания текстов различной сложности. Снижение результата свидетельствует о нарушении сложных форм памяти, обусловленных абстрактным мышлением и речью. При относительной сохранности механического запоминания смысловое нарушено при олигофрении, эпилепсии. Результаты длительное время остаются нормальными у людей с сосудистыми заболеваниями, астеническим синдромом.
  • Опосредованная. Изучается способность испытуемого запоминать материал при помощи промежуточного символа. Диагностические инструменты – «пиктограммы», методика исследования опосредованного запоминания Выготского-Леонтьева, метод двойной стимуляции. Введение промежуточного стимула затрудняет выполнение задания при шизофрении из-за снижения целенаправленности, при эпилепсии по причине торпидности и инертности психических процессов, «застревании» на деталях.
  • Образная. Тест востребован при обследовании детей с неразвитой речью и пациентов с грубыми речевыми дефектами. Применяются наборы изображений предметов, людей, животных. Методика направлена на оценку способности запоминания материала, его удержания на протяжении периода от нескольких минут до часа. Результат используется для различения тотального и парциального когнитивного дефекта.

Лечение расстройств памяти

Лечебно-коррекционные мероприятия подбираются индивидуально и во многом определяются причиной – ведущим заболеванием.

При астеническом синдроме необходимо восстановить нормальный режим отдыха и труда, при ухудшении памяти вследствие алкогольной интоксикации, печеночных заболеваний – соблюдать диету, при гипертонии – поддерживать нормальное кровяное давление. Общие методы лечения расстройств памяти включают:

  • Медикаментозную терапию. Используются различные группы препаратов, направленных на устранение первичного заболевания. Также существуют специальные лекарства (ноотропы), которые стимулируют когнитивные процессы, улучшая кровообращение и метаболические процессы в мозге. К данной группе относятся субстраты энергетического обмена (обеспечивают нервные клетки энергией), классические ноотропы (нормализуют обменные процессы) и растительные средства (поддерживают метаболизм).
  • Психокоррекция. Для тренировки и восстановления памяти активно применяются мнемотехники – специальные приемы, облегчающие процесс запоминания информации, увеличивающие объем сохраняемого материала. Активируются компенсаторные механизмы, как вспомогательные средства используются яркие зрительные и звуковые образы, сильные и необычные ощущения. Базовые приемы – создание смысловых фраз из первых букв, рифмизация, метод Цицерона (пространственное воображение), метод Айвазовского.
  • Ведение здорового образа жизни. Пациентам показаны ежедневные прогулки на свежем воздухе, умеренные физические нагрузки, активное общение, полноценный сон. Эти простые мероприятия улучшают мозговое кровообращение, обеспечивают регулярное поступление новой информации, которую нужно осмысливать и запоминать. Больным рекомендуется регулярная интеллектуальная нагрузка, полезно читать качественную литературу, смотреть и обсуждать научно-популярные телепередачи, документальные фильмы (пересказывать, анализировать, делать выводы).

Прогноз и профилактика

Мнестические расстройства успешно поддаются лечению при отсутствии прогрессирующего основного заболевания (старческой деменции, неблагоприятной формы шизофрении, эпилепсии с частыми приступами).

Ведущая роль в профилактике ухудшения памяти принадлежит поддержанию здоровья, включает отказ от курения и злоупотребления алкоголем, занятия спортом, своевременное обращение за медицинской помощью при соматических и психических болезнях.

Важно соблюдать рациональный режим работы и отдыха, спать не менее 7-8 часов в сутки, уделять время интеллектуальным нагрузкам, чтению книг, решению кроссвордов, применению полученной информации в жизни.

Источник: http://www.krasotaimedicina.ru/diseases/psychiatric/memory-disorder

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.