Организация послеоперационной реабилитации глухих пациентов после кохлеарной и стволомозговой имплантации

Содержание

Реабилитация после кохлеарной имплантации: вопросы и ответы

Организация послеоперационной реабилитации глухих пациентов после кохлеарной и стволомозговой имплантации

Реабилитация после кохлеарной имплантации требует времени и усилий. В мае Марина Гурьева, учитель-дефектолог высшей категории, ответила на вопросы подписчиков группы Cochlear Восточная Европа. Мы собрали все вопросы и ответы вместе и публикуем их единой статьёй. Если у вас есть свой вопрос к экспертам Cochlear, подпишитесь во ВКонтакте на группу Cochlear Восточная Европа. Там каждый месяц награждают автора лучшего вопроса.

Вопрос
У нашего сына Саши (5 лет) двусторонняя сенсоневральная глухота (пороги свыше 105 дБ оба уха). О глухоте узнали чуть больше года назад.

Полгода носили цифровой сверхмощный слуховой аппарат, результатов не дал. Очень ждём и надеемся на кохлеарную имплантацию. Речи нет совсем, только чуть жесты. Есть неврология, ребёнок сам пошёл в три года.

Есть ли шанс хоть немного реабилитировать Сашу после кохлеарной имплантации? И может ли возраст пять лет быть причиной отказа в операции? Саша слышал где-то до двух лет, из слов были «мама», «дай», «Нана» (сестра Настя).

Ответ
Я считаю, что кохлеарная имплантация в вашем случае однозначно даст ребёнку большие возможности для повышения качества жизни. Во-первых, наличие неврологии не исключает возможности научиться слышать с помощью кохлеарной имплантации.

Во-вторых, наличие слуха до 2 лет — большое преимущество Саши, так как это означает, что в это время происходила стимуляция слуховых зон мозга, формировались нейронные связи. У детей, имевших слуховой опыт, реабилитация происходит быстрее.

В-третьих, большую роль в комплексной медико-психолого-педагогической реабилитации после кохлеарной имплантации играет активное участие родителей в этом процессе.

Если Вы готовы заниматься с ребёнком, выполнять рекомендации специалистов, поддерживать его, а главное, верите в его способности и возможности, то это 50% успеха.

Как научить ребёнка читать после кохлеарной имплантации

Вопрос
Как развивать у имплантированного ребёнка технику чтения? Буквы знает, в слоги складывать может, а вот с чтением проблема.

Ответ
Обучение чтению — процесс не быстрый. Нет никакого особенного отличия в методике обучения чтению обычных детей и детей с КИ. Обучение должно быть экологичным, чтобы не отбить у ребёнка желание читать и не создать впечатление о чтении как о тяжком труде.

Важны два момента: техника чтения и понимание прочитанного. Техника помогает легко сливать буквы в слоги, а слоги — в слова. Если технически процесс чтения будет проходить легко, то останутся силы на обдумывание и понимание прочитанного. Понимание также зависит от пассивного словаря ребёнка.

Копите словарь!

Трудно описать методику в таком формате, но если кратко, то вот самые важные этапы:

  1. Начитываем слоги, наращивая скорость, ОБЯЗАТЕЛЬНО просим повторить, что прочитал (после каждого слога). Слоги читаем разные: открытые (па, му, то), обратные (ап, ум, от), со стечением согласных (спа, пас, асп). Можно использовать слоговые таблицы.
  2. Чтение слов от простого к сложному: 1 слог из 3 букв (кот), 2 открытых слога (мама, рыба), 1 слог со стечением согласных (стул, шарф), 2 слога со стечением согласных (шапка, банан) и так далее, постепенно усложняя. ОБЯЗАТЕЛЬНО повторять вслух СЛИТНО то, что прочитал, и перечитывать ещё раз, если повторил неправильно.
  3. Радуемся и хвалим! Ребёнок должен заканчивать занятие по чтению ДО ТОГО, как устал или потерял интерес, и с ощущением уверенности в себе — «у меня получилось!».
  4. Над пониманием прочитанного начинаем работать уже на уровне слогов (ребёнок должен сразу понимать, что вот эти буковки имеют смысл, несут информацию). «Ау» — кто-то зовёт, «ам» — кто-то ест, «му» — корова мычит и т. д. ИСПОЛЬЗУЕМ НАГЛЯДНОСТЬ!

Сколько времени требуется, чтобы ребёнок начал понимать речь

Вопрос
Какой должен быть период с момента имплантации и подключения до начала понимания речи и связного логического произнесения? Ребёнку 2 года и 8 месяцев, имплантацию провели в 1 год и 10.

Ответ
Полноценная реабилитация слуха у детей без сочетанной патологии происходит, как правило, за 1,5−2 года при систематической работе в этом направлении.

Реабилитация в плане речевого развития — процесс более длительный, занимает от 5 лет и может длиться и совершенствоваться весь (или почти весь) школьный период.

Очень важно поощрять у ребёнка все виды подражания (в играх с движениями, с мимикой, со звуками), тогда и в речи он тоже будет стараться подражать взрослому.

Важно заинтересовать возможностью слышать (демонстрировать различные звучащие игрушки и разнообразные игры с ними, привлекать внимание к звукам окружающего мира, говорить с ребенком). Важно развивать слуховое внимание и слухо-речевую память. И конечно, следить за технической исправностью КИ и добиться оптимальной настройки речевого процессора.

Можно ли поставить «красивые» звуки у поздно проимплантированного пациента

Вопрос
Ребёнок потерял слух до года или с рождения, носил слуховые аппараты, в 13 лет был имплантирован. Сейчас 22 года. Речью занимались, но она отличается от речи слышащих. Возможно, посоветуете, как добиться максимально красивой речи. Как определить границу возможного в данном случае.

Ответ
Попробуем разобраться, что такое «красивая речь». Условно речь можно разделить на 3 блока: СЛОВАРЬ, ГРАММАТИКА, ПРОИЗНОШЕНИЕ. Таким образом, «красивая речь» — это умение использовать разнообразный словарь адекватно контексту и выражать свои мысли ясно, умение строить фразы грамотно, а также умение выговаривать (произносить) все звуки языка правильно.

Кроме произношения звуков очень важна просодическая сторона речи (умение верно ставить ударения в словах, передавать подтекст и эмоции с помощью интонации). Бедный словарь наращиваем через чтение и беседы на разные темы, с разными людьми.

Если в речи есть аграмматизмы (речевые ошибки, неправильное использование предлогов, окончаний слов при согласовании и пр.), это тоже можно подправить занятиями по грамматике. Подойдут пособия для изучения русского как иностранного, например. А вот с произношением все гораздо труднее.

Не знаю, насколько хорошо помогали вашему ребенку аппараты. В моей практике дети, имплантированные в возрасте 7 лет и старше, имеют специфическую «глухую» просодику (мало интонируют, «глотают» гласные, утрируют произнесение некоторых согласных и пр.). И эта сторона речи труднее всего поддаётся коррекции.

Кроме того, некоторые специалисты считают, что и звуки после 12 лет ставить уже поздно. Я так не считаю, произношение звуков — вопрос личной мотивации человека. Звуки можно поставить и взрослому человеку, если он будет потом следить за их автоматизацией в речи.

Ударения тоже можно научить ставить правильно (через чтение и слушание). А вот с интонацией, увы, мало что можно сделать.

Под присмотром каких специалистов должна проходить реабилитация после кохлеарной имплантации

Вопрос
Ребёнку 2 года и 10 месяцев, проимплантирован в год. Я столкнулась с такой точкой зрения, что ему для реабилитации уже нужен не столько сурдопедагог, сколько логопед. Правда ли это? Ребёнок уже мог обучиться слушать и дифференциировать звуки полноценно или занятия по развитию слуха необходимо продолжать всё время?

Ответ
Тут всё зависит от компетентности и опыта логопеда.

Любой сурдопедагог может заниматься развитием речи (и словарем, и грамматикой, и произношением), но далеко не любой логопед понимает, как развивать функциональные возможности слуха ребёнка с кохлеарным имплантатом и слуховым аппаратом.

Функциональный слух (что я могу и делаю благодаря КИ и СА) — это фонематический анализ и синтез, умение повторить то, что услышал, а не заменять услышанное на знакомые слова, достаточный объём слуховой и слухо-речевой памяти и слухового внимания, скорость обработки слуховой информации и ещё много всего.

Если логопед понимает, как развивать эти навыки, тогда всё хорошо, занимайтесь только с логопедом. Если нет, то важно понимать, что как бы здорово не был настроен речевой процессор или слуховой аппарат, дефицит слуха всё равно у ребёнка есть, а значит, ему необходимы слуховые тренировки.

Источник: http://eu-max.ru/blog/rehabilitation-gurieva/

Педагогическая реабилитация детей после кохлеарной имплантации

Организация послеоперационной реабилитации глухих пациентов после кохлеарной и стволомозговой имплантации

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Педагогическая реабилитациядетей после кохлеарной имплантации.

В настоящее время кохлеарнаяимплантация является наиболееперспективным направлением реабилитацииглухих и слабослышащих детей. Известно,что КИ проводится в мире уже в течение30 лет, в России — 15 лет. скринигноворожденных масштабно начался вРоссии с 2008 года, когда Минздрав направилв регионы соответствующую аппаратуру.

Сейчас операция по кохлеарной имплантациинеслышащих перестала быть редкостью.Но к сожалению, не всегда учитываютсяпротивопоказания по отбору кандидатовна КИ. Рекомендации Минздрава онеобходимости тщательного отборакандидатов на операцию, учитывая всепротивопоказания, очень своевременны.

Если операция будет проводитьсякандидатам, у которых она заведомо будетнеэффективной, то это приведет кдискредитации метода.

Показания к кохлеарнойимплантации:

  • Двусторонняя сенсоневральная тугоухость с порогами слуха в диапазоне 500 — 2000 Гц и более 90 Дб различной этиологии (врожденная, ототоксическая, последствия менингиальной инфекции, травматическая и др.);

– Отсутствие выраженногоулучшения слухового восприятия речиот применения оптимально подобранныхслуховых аппаратов при высокой степенидвусторонней тугоухости (средний порогслухового восприятия более 95 Дб).

Между тем в России пока нет ниединой системы диагностики потери слухау детей, нет и четко экономическиобоснованных данных, сколько пациентовнуждаются по возрасту, социальномустатусу, принадлежности к тому или иномурегиону в реабилитации после операцийпо кохлеарной имплантации.

Наша школатерриториально расположена достаточнодалеко от центральных городов — этоодна из причин того, что только в этомучебном году у нас появились дети с КИ,поэтому возникла необходимость обсудитьэту тему.

В школе в данное время 4 ученикас кохлеарным имплантантом и с каждымгодом таких учеников будет становитьсябольше. Послеоперационная слухоречеваяреабилитация – самый длительный итрудоемкий этап кохлеарной имплантации.

Поэтому возникла острая необходимостьнакопления методического и дидактическогоматериала для коррекционной работы сдетьми после кохлеарной имплантации.

Кохлеарная имплантация являетсяодним из наиболее эффективных методовреабилитации глухих детей, котораяпозволяет абсолютно глухим людям слышатьи понимать речь.

В отличии от обычныхслуховых аппаратов, которые простоусиливают звук, кохлеарная имплантацияобходит неработающие части уха идоставляет сигнал непосредственно кслуховому нерву.

Таким образом, в процессеоперации во внутренне ухо пациентавводится система электродов, обеспечивающаявосприятие звуковой информациипосредством электрической стимуляциисохранившихся волокон слухового нерва.

Как известно, кохлеарнаяимплантация не позволяет глухим детямсразу же после подключения речевогопроцессора различать звуковые сигналыи пользоваться речью в коммуникативныхцелях.

Поэтому, после проведения первойнастройки процессора ребенок нуждаетсяв педагогической помощи по развитиюслухового восприятия и развитию речи.КИ – это не только хирургическаяоперация.

Это целая система мероприятий.

Что нужно знать педагогам иродителям о послеоперационной реабилитациидетей?

-Сразу после операции процессор неподключается в течение 5 – 6 недель, покаидет заживление. Ребенок теряет слуховыенавыки, идет восприятие материала толькочтением с губ.

-После операции ребенок должен носитьаппарат на неимплантируемом ухе.

-Помнить, что КИ чувствителен к повреждениями первые 6 недель надо соблюдатьмаксимальную осторожность (исключитьшумные игры, бег, прыжки, бассейн, неподвергать детей простуде).

-Необходимо беречь голову от ударов,поэтому и виды спорта выбирать осторожно.В подвижных играх (футбол, баскетбол,волейбол, хоккей) необходимо сниматьверхнюю часть КИ, а на голову надеватькакую-нибудь шапочку. Не разрешаютсябокс, хоккей на льду. К занятиям гимнастикойтоже нужно относиться осторожно, внешнюючасть имплантанта нужно снимать.

-Использование телефонов-наушников приработе с компьютером нежелательно, т.к.они давят на область головы, где расположенимплантант, да и качество звука можетбыть плохим, кроме того, возникаетопасность получения электростатическогозаряда.

-Длительность реабилитации у детей сврожденной глухотой после кохлеарнойимплантации составляет 3 – 5 и более летЕжедневная коррекционная работа поразвитию ребенка с КИ ложится на плечипедагогов и их родителей.

-Из-за того, что звуки и речь, передаваемыеКИ, искажены, дети и после обученияслышат не так четко, как нормальнослышащие. Это приводит к тому, что процессслушания требует от них напряжения, ониплохо понимают речь в шумных условиях.

Имплантируемому ребенку задания нужнодавать индивидуально и обращатьсятолько к нему, чтобы привлечь слуховоевнимание. Повторять это задание несколькораз, пока ребенок не поймет.

Нарушениеслухового внимания, трудности взапоминании речевого материала связаныс тем, что до операции слуховые центрымозга не получали информацию и неразвивались.

Приобщении с ребенком нужно находиться состороны имплантанта на расстояниименьше 1м.

  • Говорить с детьми нужно медленно.

цель реабилитации детей с кохлеарным имплантом – научитьребенка воспринимать, различать,опознавать и распознавать окружающиезвуки, понимать их значение и использоватьэтот опыт для развития речи.

Для этого послеоперационнаяреабилитация детей включает следующиекомпоненты:

1. Настройка речевого процессоракохлеарного импланта.

2. Развитие слухового восприятияи речи.

3. Общее развитие ребенка(невербальный интеллект, моторика,память, внимание и т.д.).

4. Психологическая помощьребенку и его близким.

Результатыобследования и уже работы с такимидетьми после КИ очень различаются взависимости от ряда факторов:

1. Уровень развития слуховоговосприятия до кохлеарной имплантациии наличия слухового опыта.

2. Уровня развития языковойспособности и речевой деятельностидетей.

3. Индивидуальные психологическиеособенности.

4. Наличие сопутствующихнарушений (зрение, интеллект и т.д.).

5. Наличие у родителей (или лицих заменяющих) возможности приниматьактивное участие в реабилитации.

6. Успешность проведенногохирургического вмешательства.

7. Адекватность настройкиречевого процессора.

8. Наличие постоянного ношениякохлеарного импланта.

9. Появление положительногоопыта в развитии навыков слушания иговорения.

Всех детей с кохлеарнойимплантацией можно условно разделитьна группы в зависимости от уровняразвития слухового восприятия:

1. Дети, оглохшие впериод до овладения речью. К даннойкатегории относятся все врожденноглухие дети с кохлеарными имплантамидо трех лет.

2. Вторую группу составляютдети, имеющие слуховой опыт и потерявшиеслух в период овладения речью, а такжечасть детей, протезированных в раннемвозрасте и эффективно занимавшихся ссурдопедагогами.

При развитии слухового восприятияс помощью речевого процессора у детейиспользуются те же приемы и методы, каки при работе со слуховыми аппаратами,но результат при этом должен достигатьсянесравнимо быстрее.

У ребенка с КИнеобходимо развивать слуховое восприятиепо следующим направлениям: обнаружениезвука, локализация источника звука впространстве, различение речевых инеречевых звуков, различение и опознаваниеразличных характеристик звуков,различение и опознавание неречевыхзвуков окружающей среды, различение,опознавание и распознавание различныхречевых сигналов (фонем, слов, фраз).

После первой настройки речевогопроцессора ребенок способен слышатьтолько очень громкие звуки (при этом онможет это никак не проявлять), нопостепенно в результате адаптации кновым ощущениям, коррекции настройки,обучения достигается восприятие тихихзвуков.

И здесь важны наблюдения педагога,который должен оценивать развитие уребенка способности обнаруживать тихиенизкочастотные и высокочастотные звуки.

В частности, полезным критериемадекватности настройки являетсяспособность ребенка слышать низкочастотные,среднечастотные и высокочастотныефонемы или слова.

Дети с кохлеарной имплантациейбыстро обучаются имитировать отдельныезвуки речи, слова и даже короткие фразыв процессе занятий. Во всех заданиях поразвитию слухового восприятия должныбыть две стадии: сначала сигналыпредъявляются ребенку слухо-зрительно,так чтобы он видел действия, вызывающиезвук, далее он воспринимает их толькона слух.

При развитии слухового восприятияу детей после кохлеарной имплантациинеобходимо помнить, что: перед предъявлениемсигнала надо обязательно привлечьслуховое и зрительное внимание ребенка;в первое время до достижения достаточногоуровня настройки процессора КИ дети неслышат тихих звуков и надо использоватьзвуки достаточной громкости, чтобывызвать реакцию, у них увеличен латентныйпериод реакции на звуки, поэтому послеподачи звука надо оставить паузу и датьвремя для ответной реакции, при ееотсутствии повторить сигнал, у детейнередко быстрее вырабатывается реакцияна время подачи стимула, чем реакция назвук, поэтому при выработке двигательнойреакции на звук надо менять длительностьинтервала между сигналами, иногдапропускать их.

Опыт работы с детьми после КИсвидетельствует, что при систематическойработе педагогов и родителей слуховыевозможности у детей после кохлеарнойимплантации развиваются намного быстрее,чем с обычными слуховыми аппаратами.

Это особенно характерно для детей,потерявших слух в период овладенияречью и имеющих слуховой опыт.

Быстроеразвитие слухового восприятия резкоконтрастирует с более медленноразвивающейся способностью детейформировать устойчивые связи междузвуковым образом слова и обозначаемымим предметом\явлением (ребенок можетповторять разные слова, не осознаваяих значения, даже если он знает этислова).

Для того, чтобыребенок смог понимать речь, недостаточнонаучить его обнаруживать, различать,опознавать и распознавать речевыесигналы. Ребенок должен овладеть языковойсистемой, т.е. овладеть значениеммножества слов, их звуковым составом,правилами изменения и соединения словв предложении и использования языковыхсредств для общения.

Цель этих занятий- овладение значением слов и накоплениеимпрессивного словаря. После включенияречевого процессора эта работапродолжается с активным вовлечениемслухового анализатора. Внакоплении словаря ведущая рольпринадлежит родителям.

Вотличие от тугоухих детей с обычнымислуховыми аппаратами быстро растущиеслуховые возможности ребенка с кохлеарнымиимплантами в целом позволяют емувоспринимать наиболее тихие частиречевых сигналов – окончания слов,приставки, предлоги, которые являютсяформообразующими элементами и определяютсинтаксическую структуру высказывания.

Это обеспечивает возможность овладенияребенком правилами морфологии исинтаксиса уже на ранних этапах работы,особенно при работе с детьми, имеющимислуховой опыт.

В первую очередь необходимосформировать у ребенка необходимостьв речевом общении. Результаты развитияустной речи у детей различны. Однако,при условии интенсивной помощи родителейк концу первого курса обучения, ребенокначинает активно имитировать просодическиехарактеристики речи окружающих людей.

У большинства детей удается сформироватьчерез 1,5 года с момента проведенияоперации умение строить высказываниеиз нескольких слов, экспрессивныйсловарь ребенка при этом составляет неменее 50 слов. Через 2 года после операцииу ребенка формируется связная речь,позволяющая детям общаться в быту,рассказывать об увиденном, читать стихи,петь песенки.

Это опережает срокиформирования речи у тугоухих детейраннего возраста.

Развитие речи и слуха ребенканапрямую зависит от его психофизическогоуровня развития. Поэтому после кохлеарнойимплантации необходимо проводитьзанятия по развитию невербальныхфункций. Невербальное развитие детейпосле кохлеарной имплантации основанона возрастных и программных требованиях школы и включает развитие:

а) двигательной активности(крупная и мелкая моторика, предметнаядеятельность);

б) восприятия окружающего мира(представления о свойствах и функцияхпредметов и их частей, представления оявлениях, пространственных и временныхотношениях предметов и явлений);

в) внимания (зрительного,слухового, непроизвольного, произвольного,развитие таких свойств внимания какобъем, устойчивость, распределенность,переключаемость)

г) памяти (слуховой, зрительной,двигательной)

д) воображения

е) мышления (наглядно-действенногои наглядно-образного мышления сиспользованием заданий по конструированию,составлению целого из частей, подборуи сортировке объектов в соответствиис размером, цветом, формой, количествоми др., заданий по невербальной классификации,составлении серии сюжетных картинок ипр.)

ж) эмоционально-волевой сферы(формирование умения доводить дело доконца, преодолевать трудности, сдерживатьсвои желания и считаться с интересамидругих и др., что необходимо для процессаобучения ребенка).

Реабилитация детей с КИпродолжается 3-5 лет, и ее конечной цельюдля большей части детей можно рассматриватьподготовку к массовой школе. Это требуетсовместных усилий специалистов и близких ребенка.

Источник: https://gigabaza.ru/doc/98402.html

Педагогическая реабилитация глухих дошкольников после кохлеарной имплантации

Организация послеоперационной реабилитации глухих пациентов после кохлеарной и стволомозговой имплантации

А. И. Сатаева
Институт коррекционной педагогики РАО, Москва, Россия, 119121

Журнал: Вестник оториноларингологии. 2015;80(1): 28-31

В Институте коррекционной педагогики работа с пациентами после имплантации совместно с ФГБУН «Российский научно-практический центр аудиологии и слухопротезирования ФМБА России» была начата в 1991 г. (взрослые пациенты), с пациентами школьного возраста — в 1996 г., а с детьми дошкольного возраста — в 2000 г.

 При этом кохлеарная имплантация (КИ) рассматривается и исследуется как комплексная медико-психолого-педагогическая система помощи лицам с глубоким нарушением слуха, направленная на полноценную социальную адаптацию и интеграцию прооперированных пациентов [1—4].

Базовой гипотезой служит предположение о том, что с момента появления у ребенка физической возможности слышать звуки появляется задача научить его пользоваться своими новыми слуховыми возможностями, и только в процессе специально организованной реабилитационной работы ребенок способен достичь высоких результатов в общем и речевом развитии [2, 3].

После подключения речевого процессора у глухого ребенка появляется возможность адаптироваться к новому и практически незнакомому (если ребенок с врожденной глухотой) или изменившемуся (если ребенок оглохший) миру звуков. С этого времени начинается принципиально важный этап реабилитации, который мы называем «запускающим» (первоначальным).

Его цель, по нашему убеждению, состоит в реконструкции сенсорной основы коммуникации и взаимодействия со слышащим окружением на основе принципиально изменившихся слуховых возможностей [2, 3]. Дети, пользующиеся кохлеарными имплантами, представляют разнородные группы по времени наступления снижения слуха и уровню речевого развития.

Для каждой из них реализация основной цели осмысливается по-разному [2—4].

Целью «запускающего» (первоначального) этапа работы с оглохшим ребенком, сохранившим речь, является восстановление сенсорной основы коммуникации, естественного взаимодействия со слышащим окружением, возвращение ребенка в привычный для него звучащий мир.

Для глухих детей, не слышащих с рождения или с раннего детства, получавших адекватную медико-психолого-педагогическую помощь с первых месяцев жизни, имеющих положительный опыт использования слуховых аппаратов и владеющих фразовой речью к моменту КИ, в ходе данного этапа реабилитации обеспечивается максимальная опора на слуховое восприятие окружающего мира, перестройку коммуникации и взаимодействия со слышащим окружением на основе изменившихся слуховых возможностей, т. е. переход от преимущественно слухо-зрительного к полноценному слуховому восприятию.

Для глухих детей с врожденной или рано приобретенной глухотой, не владевших до КИ (в силу тех или иных факторов) фразовой речью, пользующихся в коммуникации отдельными фразами, словами, звукоподражанием, ой реакцией, естественными жестами и имеющих ограниченный и недостаточно продуктивный опыт использования слуховых аппаратов или не имевших его, на «запускающем» (первоначальном) этапе реабилитации необходимо обеспечить формирование коммуникации и взаимодействия со слышащим окружением на основе изменившихся слуховых возможностей.

За последние 10 лет в ИКП РАО проведена комплексная медико-психолого-педагогическая реабилитация 143 (по данным 2012 г.) глухих дошкольников с КИ. «Запускающий» этап во всех представленных выше группах детей был проведен успешно. Накопленный опыт позволил выделить направления работы и определить содержание и методы обучения. Остановимся на краткой характеристике коррекционно-педагогической работы с группой детей дошкольного возраста, не говорящих к моменту проведения КИ.

Условия и направления работы на «запускающем» (первоначальном) этапе с глухими детьми, не владевшими речью до КИ

Для успешного прохождения ребенком «запускающего» (первоначального) этапа необходима индивидуальная систематическая целенаправленная ежедневная работа семьи под руководством сурдопедагога. Именно в семье родители должны создать малышу эмоционально комфортную обстановку, которая необходима для перестройки его коммуникации и взаимодействия со всеми членами семьи.

Важным условием этой перестройки является осознанное стремление родителей понять ребенка, поверить в его новые возможности и старательно, терпеливо преодолевать возникающие трудности в коммуникации и взаимодействии.

Таким образом, создание благоприятной эмоциональной обстановки, правильная организация жизни ребенка дома и за его пределами являются необходимыми условиями для начала работы по формированию коммуникации и взаимодействия ребенка со слышащим окружением.

На этом этапе сурдопедагогу необходимо установить доверительные отношения с родителями и с остальными членами семьи, так как им предстоит на протяжении достаточно длительного времени следовать рекомендациям специалиста, обсуждать с ним достижения, трудности, а иногда и неудачи при работе с ребенком дома.

Как правило, сурдопедагог сразу же вовлекает родителей в занятия, показывает методику работы, обсуждает ее с родителями, демонстрирует им различные приемы и способы налаживания эмоционального контакта с малышом для формирования у него потребности в коммуникации и для развития взаимодействия с ним.

Специально организованная коррекционная психолого-педагогическая работа ведется по разным направлениям.

Особое внимание уделяется формированию естественного слухового поведенияребенка с имплантом. После подключения речевого процессора ему становится доступно все многообразие окружающих звуков, однако воспринимает он их сквозь призму незнакомого, чужого и многоголосого фонового шума. Ранее незнакомые слуховые ощущения обрушиваются на неподготовленного ребенка, удивляют, настораживают и даже пугают его своей новизной.

На «запускающем» (первоначальном) этапе реабилитации важно научить ребенка естественным образом реагировать на любой звук окружающего мира, находить источник звучания и соотносить с ним звук; в самостоятельных действиях с предметами уметь обследовать их для выявления звучания и экспериментировать со звучанием так, как это делает слышащий ребенок; имитировать речевые и неречевые звучания в ситуации эмоционально насыщенного общения. Также важно выработать у ребенка условную двигательную реакцию на звук, т. е. научить его в ответ на звуковой сигнал реагировать определенным действием (например, надевать кольца на пирамидку, бросать пуговки в банку, переворачивать картинки и т. п.). Это необходимо для программирования речевого процессора, для установления аудиологом точных параметров настройки индивидуальной карты стимуляции речевого процессора. В дополнение к условной двигательной реакции необходимо вырабатывать у ребенка следующие умения: определять наличие и отсутствие звука, количество звучаний и характеристику звуков по интенсивности, длительности, непрерывности, высоте; реагировать на начало звучания и его продолжительность. Уже в первые месяцы использования КИ родители отмечают разительные изменения в поведении глухого ребенка. В первую очередь они касаются слухового восприятия окружающего мира и слухового поведения. Формирование естественного слухового поведения происходит только в ситуации развития эмоционально насыщенного общения, эмоционального «заражения» ребенка, которое также является новым и наиболее важным направлением в работе. Оно становится не только основой естественного взаимодействия взрослого и ребенка, но и началом регуляции взаимоотношений с миром и окружающей действительностью. Задача сурдопедагога состоит в том, чтобы помочь взрослым перейти к естественному эмоциональному общению со своим ребенком, которое ранее было затруднено, сформировать у ребенка устойчивый интерес к новым звукам, что в совокупности необходимо для его слухоречевого развития. На «запускающем» (первоначальном) этапе реабилитации уделяется особое внимание формированию у ребенка потребности в речевом общении, а также овладению пониманием речи и ее самостоятельным использованием. Вся коррекционно-педагогическая работа в этот период строится в соответствии с сурдопедагогической традицией, с учетом общего развития ребенка и его индивидуальных особенностей. Полноценное прохождение первоначального этапа реабилитации благоприятно влияет как на общее, так и на слухоречевое развитие ребенка, на его общение с близкими людьми и способствует гармонизации его отношений с окружающим миром. Показателями окончания «запускающего» (первоначального) этапа работы с дошкольниками с КИ являются: — интерес ребенка к любому звучанию; — способность ребенка искать и находить источник звука самостоятельно в естественных бытовых условиях и адекватно вести себя в ответ на услышанное (дома, на улице, в транспорте, в различных помещениях — больница, магазин и т. д.); — желание и стремление ребенка экспериментировать со звуками; — сформированность у ребенка условной двигательной реакции на звук; — установление параметров индивидуальной карты стимуляции, достаточных для разборчивого восприятия ребенком звуков окружающего мира и речи; — появление ярких эмоций у ребенка во время игры или в ответ на эмоциональное заражение; — появление устойчивой потребности в общении со слышащими: ребенок хочет общаться, ищет и инициирует контакты, используя как невербальные, так и доступные ему вербальные средства; — появление у ребенка понимания речи не только в узкой, наглядной ситуации, но и вне ее; — активизация у ребенка ых реакций, появление интонации; — появление у ребенка первых самостоятельных слов и фраз. Данные показатели свидетельствуют о том, что произошла реконструкция коммуникации и взаимодействия ребенка с окружающим миром на основе изменившихся слуховых возможностей, появились основания полагать, что ребенок переходит на путь нормального развития.

Первые результаты

Наличие речи и слухового опыта еще до проведения КИ влияет, в первую очередь, на длительность первоначального периода.

Так, наиболее быстро он протекает у оглохших детей, сохранивших речь; он заканчивается уже через 1—3 мес пользования кохлеарным имплантом, после чего ребенок готов возвратиться в привычную для него до потери слуха речевую среду.

Для глухих имплантированных детей с высоким уровнем речевого развития до КИ первоначальный этап длится от 3 до 6 мес. За это время ребенок начинает полноценно пользоваться новыми слуховыми возможностями и в течение следующего года максимально приближается и сравнивается в развитии со слышащими сверстниками.

Для глухих детей, не владевших речью до КИ, продолжительность первоначального и последующего периодов реабилитации и их результативность во многом определяются возрастом, в котором проведена операция. В таблице представлены результаты реабилитации 98 детей без выраженных дополнительных отклонений в развитии, имплантированных до 5 лет.

Результативность КИ 1В речи детей могут быть отдельные нарушения звукопроизношения и несколько более часто, чем в норме, встречающиеся аграмматизмы. 2При условии особой активности родителей в процессе реабилитации, в речи детей могут присутствовать аграмматизмы.

Иная картина наблюдается при проведении КИ старшим дошкольникам и детям, имеющим выраженные дополнительные нарушения развития.

«Запускающий» (первоначальный) этап у глухих детей, имплантированных в возрасте 5—7 лет (19 человек), оказывается наиболее непредсказуемым и зависит от многих факторов: уровня общего и речевого развития к моменту операции, активности родителей в процессе воспитания и обучения ребенка, наличия потребности в речевом общении и т. п.

«Запускающий» (первоначальный) этап занимает у них полгода—год, так как в этом возрасте к моменту проведения кохлеарной имплантации эти дети в большинстве своем имеют определенный багаж сформированных умений и навыков.

Но переходу ребенка на новое, более полноценное слуховое восприятие мешают уже сложившиеся динамические стереотипы, которые «тянут назад».

Многие дети так и не научаются использовать полученный физический слух, и в результате только 31,5% (6 детей) преодолели реконструкцию сенсорной основы коммуникации и начали общаться на равных со слышащими сверстниками. Но и эти дети нуждаются в систематической коррекционной поддержке еще на протяжении как минимум 3—5 лет.

Часть из них приближается к возрастной норме лишь по окончании начальной школы. Для глухих имплантированных детей, имеющих выраженные дополнительные нарушения развития (19 человек), данный этап оказывается самым длительным и продолжается от 1,5 до 2 лет, а в исключительных случаях до 2,5 лет.

При этом каждое продвижение ребенка вперед на пути более эффективного использования слуха можно считать успехом и большим достижением. Не все дети этой группы могут достигнуть тех же показателей окончания первоначального этапа, которые достигают дети без дополнительных нарушений.

Так, для большинства детей данной группы окончанием первоначального этапа, помимо стабилизации настроек речевого процессора, возникновения реакций на звуки и интереса к ним, можно считать появление понимания речи в узкой конкретной наглядной ситуации, активизацию ых реакций и появление первых звукоподражаний.

Только после успешного завершения «запускающего» (первоначального) этапа реабилитации, оценивая возможности каждого конкретного ребенка, можно рекомендовать для него адекватную форму дальнейшего воспитания и обучения, в том числе совместно с нормально слышащими детьми. Л.С. Выготский [1] сокрушенно говорил о том, что «совместное обучение с нормальными детьми, выдвигавшееся много раз, сейчас, к сожалению, не может еще стать вопросом ближайшей очереди». Нам повезло больше — сейчас «очередь подошла». Кохлеарная имплантация перевернула представления о возможностях слухового восприятия речи лицами с глубоким нарушением слуха, принципиально расширила возможности максимального сближения имплантированных детей и их слышащих сверстников, она помогает преодолевать «пропасть» в общении нормально слышащих и глухих людей.

Список литературы:

  1. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. М: Просвещение 1995; 527.
  2. Сатаева А.И. Кохлеарная имплантация как средство помощи глухим детям. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития 2008; 1: 55—63.
  3. Сатаева А.И.

    Первоначальный период работы с глухими дошкольниками после кохлеарной имплантации. Дефектология 2012; 2: 50—62.

  4. McCormick B., Archbold S. Cochlear Implants for young children: the Nottingham approach to assessment and rehabilitation. London: Whurr Publishers 2003.

Педагогическая реабилитация глухих дошкольников после кохлеарной имплантации. Скачать. pdf. 126 Кб

Источник: http://pro-audiologia.ru/item/81-rehabilitation-deaf-children-cochlear-implantation

Восстановление после кохлеарной имплантации

Организация послеоперационной реабилитации глухих пациентов после кохлеарной и стволомозговой имплантации

Кохлеарная имплантация является оперативным вмешательством, которое позволяет существенно улучшить качество жизни пациентов с нарушением работы органа слуха.

Желательно его выполнять в детстве, поскольку реабилитация после кохлеарной имплантации в юном возрасте протекает более благополучно, нежели у лиц старшего возраста.

Операция происходит под общим наркозом и длится обычно до двух часов.

Показания и возможные противопоказания к выполнению кохлеарной имплантации

Основным показанием к проведению кохлеарной имплантации является двухсторонняя глубокая сенсоневральная глухота с порогом чувствительности на частоте 0,5/1/2 кГц в 95 дБ. Данное вмешательство позволено проводить в случае, когда нет ожидаемого эффекта от имплантации подходящего слухового аппарата, что проверяется отсутствием порога чувствительности ниже 55 дБ при частоте в 2-4 кГц.

При бинауральном слухопротезировании (установка слухового аппарата) рекомендовано наблюдать пациента сроком до шести месяцев, и в случае, когда понижение порога ниже упомянутой величины не происходит, показана кохлеарная имплантация.

Эта операция показана больным, которые не имеют тяжелых хронических заболеваний, находятся в здоровом психоэмоциональном состоянии, а также не имеют весомых когнитивных расстройств. Рекомендовано данное оперативное вмешательство проводить детям, чьи родители ясно осознают необходимость длительной последующей реабилитации ребенка с созданием условий для его качественной социальной адаптации.

Техника проведения операции

Оперативное вмешательство производится под общим наркозом. Оно начинается с выполнения разметки на операционном поле.

Затем производится разрез кожи и вскрытие сосцевидного отростка, через который выполняется доступ в барабанную полость (тимпанотомия).

После этого выполняется собственно имплантация – введение активного электрода в полость внутреннего уха, в связи с чем делается доступ во внутреннее ухо через барабанную лестницу улитки.

По завершении этих манипуляций хирург формирует костное ложе для местонахождения имплантата, где он должен быть качественно зафиксирован. После фиксации аппарата активный электрод заводят в улитку и тестируют с целью оценки работы мышцы стремени. Если проблем не обнаружено и оборудование выполняет свою функцию хорошо, пациенту накладывают швы и переводят в условия стационарного режима.

Особенности кохлеарной имплантации у детей младшего возраста

Наиболее благоприятным возрастом для проведения операции считается возраст от трех месяцев до пяти лет. Это связано с понятием критического слухового окна у детей, которое появляется в возрасте от пяти лет.

По истечению данного возраста мозг ребенка теряет ясную коммуникацию между процессами кодирования речи с помощью языка и декодирования с помощью слуха, в связи с чем крайне сложно наладить нормальный процесс речеобразования.

Сама техника проведения операции у детей не особо отличается от таковой у взрослых. Существует разница в послеоперационном восстановлении у детей, которые использовали слуховой аппарат до вмешательства, и тех, которые обходились без него. Дети со слуховым опытом восстанавливаются гораздо лучше.

Перспективность кохлеарной имплантации зависит от возраста, в котором ребенок потерял слух. В зависимости от этого параметра детей делят на категории: потерявшие слух до периода овладения речью и во время его. Более перспективной является вторая категория пациентов

Этапы восстановления после кохлеарной имплантации у детей

Реабилитация после кохлеарной имплантации у детей включает в себя следующие базовые положения:

  • настройку речевого процессора имплантата;
  • развитие восприятия слуха и речи;
  • общее развитие детей (развитие моторики и памяти, невербальных методов контакта);
  • психологическую поддержку ребенка и его родных.

Ранний послеоперационный период восстановления заканчивается в среднем спустя две недели после вмешательства. Проходит он в условиях ЛОР-стационара под наблюдением ЛОР-врача и врача-сурдолога. При неосложненном течении операции и назначении обезболивающих препаратов и антибиотиков пациент не имеет проблем с ранним восстановлением.

Реабилитация глухих детей после кохлеарной имплантации начинается активным образом через 3-4 недели после оперативного вмешательства в связи с включением процессора имплантата. С этого момента ребенок может слышать звуки окружающей среды.

Вопросами настройки аппарата занимается аудиолог, подбирая нужную частоту и другие фиксированные параметры. В дальнейшем с ребенком работает сурдолог, задача которого состоит в образовании у пациента комплекса связи слуха и речи, умении распознавать звуки разной частоты и высоты.

Социальная адаптация ребенка после кохлеарной имплантации

Ключевой задачей социальной адаптации ребенка в период восстановления является наличие групповых занятий с сурдопедагогом, который должен научить малыша понимать смысл изолированных слов и звуков, словосочетаний и речевых оборотов. Параллельно производится развитие центра речи. Для этого во время занятия детей учат образовывать слова из услышанных звуков, отвечать на поставленные вопросы путем составления примитивных предложений и связок слов.

Слухоречевая реабилитация детей после кохлеарной имплантации в большинстве зависит от действий родителей ребенка и его ближайшего окружения.

С ребенком стоит постоянно разговаривать, показывая ему предметы и выполняя разные действия, давая речевые объяснения ко всему происходящему вокруг. Стоит использовать на ранних этапах простые звуки и слова, со временем прибавляя к ним новые элементы

Очень важно дать понять больному, что речь является основным методом обмена информацией в мире людей.

Исходя из этого, ребенку необходимы постоянные групповые занятия в специализированных центрах реабилитации, где дети с подобными проблемами вместе учатся слышать окружающие звуки, составлять из них слова.

Обученные специалисты помогут правильно выбрать вектор развития, индивидуальный для каждого малыша, в зависимости от его изначальных параметров.

Информация для родителей

В современном обществе существует масса вариантов интеграции детей с ограниченными слуховыми возможностями: специальные лагеря, обучающие волонтерские программы, специальные школы и реабилитационные центры. Все подобные учреждения призваны упростить процесс становления ребенка после кохлеарной имплантации, как полноценного члена общества.

Родителям важно помнить, что только пользуясь подобными услугами, их ребенок будет чувствовать себя комфортно в ранее непривычной для себя среде.

Резкая или неумелая адаптация ребенка может вызвать существенные расстройства психики, включая депрессивные состояния, гипервозбудимость центральной нервной системы.

Поэтому крайне важно постоянно и постепенно повышать порог восприятия детского организма, не оказывая на него лишнего давления и не создавая дискомфортных условий для адаптации.

Период восстановления у взрослых

Комплексная реабилитация после кохлеарной имплантации у взрослых существенно затрудняется. Причиной тому является завершение процесса формирования связей между звуковосприятием и речью. Если пациенты длительный срок пользовались слуховыми аппаратами, задача упрощается, поскольку природа звука для них относительно знакома.

Ранний послеоперационный период проходит в большинстве случаев без проблем.

В дальнейшем больному необходимо сконцентрировать усилия на воспроизведении услышанного, умении составить комплексную речь из звуков, которые он стал ясно слышать.

Лица, которые успешно пользовались слуховыми аппаратами, могут сразу приступить к занятиям с логопедом. Цель этого метода реабилитации заключается в формировании речеобразования, коррекции интонации голоса, последовательности слов.

Осложнения после имплантации кохлеарного элемента

К возможным постоперационным осложнениям относится неврологическая патология, такая как парез лицевого нерва, нарушение вкусовых ощущений, вестибулярное расстройство.

Прооперированные пациенты могут жаловаться на головные боли, тошноту, общую слабость.

Последние явления часто оказываются транзиторными и успешно проходят после симптоматической терапии и по истечении раннего послеоперационного периода.

Выводы и итоги

Кохлеарная имплантация является рутинным оперативным вмешательством, которое приносит максимальную пользу при выполнении в возрасте от трех месяцев до пяти лет. При отсутствии возможности провести операцию рекомендовано использование слухового аппарата, что существенно упростит процесс реабилитации после кохлеарной имплантации, если таковая будет выполнена в будущем.

Наиболее важный элемент восстановления детей после установки улиточного имплантата представляет собой психологическую и сурдопедагогическую реабилитацию в комбинации с содействием близких родственников. Процесса реабилитации зависит от возраста, в котором произведена имплантация, срока, на протяжении которого пациент был глух. Длительность восстановления составляет от полугода до 5-6 лет.

Кохлеарная имплантация. Реабилитация. Первые слова :

K/DA – POP/STARS (ft Madison Beer, (G)I-DLE, Jaira Burns) | Official Music Video – League of LegendsMarshmello ft. Bastille – Happier (Official Music Video)Marvel Studios' Avengers – Official TrailerReal Life Trick Shots 2 | Dude Perfect

Источник: https://reabilitilog.ru/informatciia/khirurgia/vosstanovlenie-posle-koxlearnoj-implantacii.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.