Виртуальная реальность в лечении боли и аффективных расстройств

Содержание

Что такое vr-терапия? — психолог наталия ломоносова

Виртуальная реальность в лечении боли и аффективных расстройств

Виртуальная Реальность (Virtual Reality, VR) – инновационный метод психотерапии, нацеленный на улучшение лечения различных психических расстройств (фобий, тревожных расстройств и ПТСР).

Двадцатилетние психологические исследования доказали улучшение традиционной терапии во всех направлениях с применением технологии ВР. До недавнего времени она была доступна только в медицинских центрах и университетских научно-исследовательских лабораториях.

Виртуальная Реальность дает очевидные преимущества при лечении тревоги.

Раньше необходимой частью терапии было подвержение воздействию страшащей ситуации сначала в своем воображении, и потом обязательно вживую, то есть – летать на самолете, водить автомобиль, заходить в лифты, выходить на сцену перед аудиторией (которую еще надо собрать), залезать на крыши, кормить пауков и т.д.. Согласитесь, это затратно во всех смыслах.

С воображением тоже дела обстояли так, что когда доходит до неприятных страшащих воспоминаний – человеку становится “трудно их воображать”. Вот почему от фобий и ПТСР было так “трудно” избавиться – люди склонны избегать страшного. Процент “выпадающих” из терапии – был значительным.

Теперь же все эти ситуации можно тестировать и тренировать в кабинете психотерапевта с применением Виртуальной Реальности.

Проще, легче и гораздо дешевле, а главное – контролируя степень воздействия – от самой “слабой” степени тревоги в ситуации до самой “сильной”, повторяя сколько хочешь и надо, постепенно переходя ко все более сложному заданию, иногда даже превосходящему по силе саму реальность.

 Вы можете самостоятельно контролировать большую часть времени сеанса и объективно оценивать свой прогресс при помощи биофидбека (это датчики, которые прикрепляются к пальцам), который объективно показывает как вы себя чувствуете, и демонстрирует ваш прогресс. Благодаря VR вы сможете проще и быстрее решить проблему фобий и тревожных расстройств.

Конечно ВР – это только инструмент, и главное это сама психотерапия, но это так удобно – иметь под рукой любую необходимую фобическую ситуацию, чтобы находясь прямо в ней изменять свои чувства, прорабатывая свои мысли, и тренировать поведение.

Это очень эффективно, ведь только находясь в самой ситуации создающей чувство тревоги или страха, вы получаете доступ к тем самым мыслям-страхам, создающим такую неадекватную эмоцию,  и только здесь, в этом месте, где “все сходятся” – можно эти мысли отловить, заменить и таким образом изменить эмоцию.

Главное правило в том, что эмоция – это реакция на мысли о ситуации. Нужно уметь разделять опасные ситуации и страшные ситуации. Уметь разделять мысли и чувства, чтобы управлять своими чувствами. У тревожных пациентов с фобиями – неадекватные реакции на неопасные ситуации, которые воспринимаются как очень страшные.

 Осознание своих чувств и мыслей, многократная тренировка в самой фобической ситуации приводит к затуханию страха и  полностью избавляет от симптомов тревоги. Хорошо когда реакции адекватны ситуациям. Многие люди из-за страха жизни – так ограничивают себя, что не живут свою жизнь.

Повторением воздействия и переосознания мы обучаемся не бояться ситуаций и мест, и относиться ко многому спокойно. Чтобы жить, а не мешать себе жить. Так мы побеждаем свой страх, так мы развиваем свое мастерство. Преодолевая тревогу – человек обретает СЕБЯ и начинает жить СВОЮ ЖИЗНЬ. 

VR-психотерапия помогает преодолеть: страх публичных выступлений, клаустрофобию (боязнь закрытых пространств), акрофобию (боязнь высоты), страх авиаперелетов; страх вождения автомобиля, арахнофобию (боязнь пауков), агорафобию (страх перед большим открытым пространством), страх темноты, страх крови (инъекций и медицинских вмешательств) и ПТСР (после аварии, изнасилования, нападения и военный синдром).

Психотерапия с использованием VR также поможет избавиться от генерализованной тревожности в отношении различных областей жизни (работа, дети, отношения, здоровье и т.д.) и предоставляет возможность в игровой форме обучиться техникам прогрессивной релаксации, Майндфулнесс медитации, и диафрагмального дыхания. Все это способы обрести контроль над своими чувствами и своей жизнью. 

Научно доказано, что Виртуальная Реальность, благодаря силе эффекта вовлечения/поглощения внимания способна уменьшить субъективное ощущение боли до 60%.

Что с успехом применяется для немедикаментозного облегчения боли при небольших медицинских вмешательствах (перевязки у ожоговых больных, болезненные процедуры, стоматология, и т.д.), а также при хронической, фантомной болях.

VR-медитации и самогипноз помогают снять депрессию, облегчить боль и улучшить сон у детей в педиатрических отделениях и онкологических больных.  

Виртуальная Терапия полностью избавляет от тревожного расстройства и фобии за 5-10 сеансов, ПТСР за 10-12 сеансов. Эксперты предвещают революцию в развитии применения VR в сфере здоровья, сравнимую с появлением интернета.

КОНСУЛЬТАЦИЯ В КАБИНЕТЕ (КИЕВ): $100\ЧАС 

(оплата в гривне по курсу НБУ, можно платить картой, есть терминал)

(При предоплате курса VR-терапии от 5 сессий – скидка 10%)

     КОНСУЛЬТАЦИЯ ОНЛАЙН (WORLDWIDE): $70\ЧАС

(предоплата на сайте обязательна) 

MESSENGER: ПСИХОЛОГ НАТАЛИЯ ЛОМОНОСОВА 

Источник: https://www.lomonosovanatalia.com/vr-therapy/

Пять медицинских применений виртуальной реальности

Виртуальная реальность в лечении боли и аффективных расстройств

В этой статье мы рассмотрим несколько способов использования виртуальной реальности для медицинского лечения

Наши любимые способы представления виртуальной реальности сложно назвать полезными. Мы спасаемся от тускло-серого января с помощью очков виртуальной реальности, отправляясь на солнечный пляж. Или выходим во двор, используя его пространство для какой-нибудь активной игры. Или еще что-нибудь, о чем здесь писать было бы нежелательно.

Хотя эти виды использования виртуальной реальности, без сомнения, дадут вам возможность почувствовать себя лучше, есть множество людей, которые используют виртуальную реальность для лечения серьезных физических и психологических проблем. В этой статье мы рассмотрим несколько способов использования виртуальной реальности для медицинского лечения.

Облегчение боли

Как ни странно, виртуальная реальность может устранять определенные физические эффекты.

Долгое время ученые Вашингтонского университета изучали способы снижения мучений в процессе лечения тяжелых ожогов. Человек помещался в виртуальную обстановку, что, во-первых, по словам пациентов, облегчало боль, а во-вторых, виртуальный опыт снижал уровень тревожности пациентов, связанный с воспоминаниями ситуации, которая привела к ожогам.

В процессе программы SnowWorld пациенты помещались в программу виртуальной реальности, где они гуляли по заснеженной стране чудес, гуляли с пингвинами на айсберге и бросались виртуальными снежками. Программа SnowWorld была разработана на базе другой программы — SpiderWorld. Она тоже используется в качестве терапевтического инструмента.

Фобии

Каждый из нас чего-то боится, беспричинно или иррационально.

Будь то высота, выступления на публике или голуби с их глазами-бусинками и опасными клювами, которые летают над головой без предупреждений (не смейтесь, бывает и такое), иногда наши страхи перерастают в парализующий ужас. Люди не могут подняться по лестнице, работать в окружении людей или бегут в ужасе от безумцев, кормящих голубей хлебом.

Когда мы доходим до этого, виртуальная реальность может быть безопасным инструментом для медленного и комфортного преодоления страхов пациентом. Как мы уже отмечали выше, программа под названием SpiderWorld была создана для избавления людей от арахнофобии.

Пациенты помещались в виртуальную комнату с тарантулом и тренировались подходить к пауку как можно ближе, используя джойстик. В конце концов сенсор на руке давал им возможность ощутить прикосновение к пауку (на самом деле они трогали игрушечного паука).

После этой процедуры уровень тревожности при встрече с пауками значительно снижался.

Посттравматический стресс

Стресс после травмы может серьезно изменить поведение человека, он начинает вести себя странным образом. Избегание конфликтных ситуаций, постоянное беспокойство и агрессивные реакции на повседневные события могут стать повседневным опытом для людей с посттравматическим стрессом.

Виртуальная реальность может быть использована как способ избавления от этих реакций, позволяя пациентам более полно погрузиться в здоровый образ жизни.

Терапия погружения стала весьма успешным курсом для больных с посттравматическим стрессом, но также привела к некоторым трудностям.

В основном было бы достаточно безответственным, скажем, устраивать ДТП для того, чтобы пациенты могли найти причину, которая вызывает у них боль.

С виртуальной реальностью, однако, пациенты могут в совершенно безопасной обстановке рефлексировать в поисках причин своего состояния.

Может показаться странным, но если пациент сталкивается с изображениями своей травмы, память может сыграть хорошую шутку: перебороть страх и принять это событие. Пережившие теракты, например, могут «посетить» виртуальную городскую площадь, на которой был взорван автобус.

Реагируя на опыт, пациенты начинают анализировать и копаться в воспоминаниях о травматическом событии, частью которого были они сами.

Шизофрения

Один из самых необычных видов использования виртуальной реальности — это изучение и даже лечение шизофрении.

Вы можете подумать, что помещение шизофреника в воображаемый мир — это плохая идея, которая даже звучит нелогично.

Но не забывайте, что одним из самых больших преимуществ виртуальной реальности является безопасность окружающей среды. В этом случае это относится не только к пациенту, но и людям вокруг него или нее.

Прежде всего, шизофрению в виртуальной среде можно измерить так, как не получится в реальном мире. Как и многие психические заболевания, шизофрению следует понимать в социальном контексте.

Но небезопасно или неэтично помещать шизофреника в атмосферу, которая может беспокоить его или спровоцировать опасную реакцию. Поэтому исследователи разработали инструменты виртуальной реальности специально для этого.

Одна из программ имитирует поездку в метро, ученые могут наблюдать за реакцией пациента по отношению к нейтральным аватарам. К примеру, если пациент убежден, что один из виртуальных персонажей разговаривает с ним, это может говорить о высоком уровне паранойи.

Также виртуальная реальность существенно облегчает лечение, поскольку можно анализировать опыт пациента, помещая его в одну и ту же ситуацию.

Реабилитация

До этого мы рассматривали ситуации, когда виртуальная реальность была полезна в психологическом контексте, но также было установлено, что некоторыми преимуществами она обладает и при лечении пациентов, нуждающихся в физической реабилитации.

Пациенты, перенесшие инсульт, обследовались при помощи виртуальной реальности с целью улучшения мышечной реакции.

Используя силовую перчатку (которая используется для стимулирования сопротивления), пациенты получали задания заставить свои пальцы двигаться. Улучшения были налицо. Возможно, виртуальная реальность создает определенную мотивацию.

Большая часть реабилитации проводится в больницах и совершенно точно, что виртуальная реальность создает более интересую атмосферу для завершения терапии.

Некоторые компании виртуальной реальностью также рекламируют виртуальный мир как гораздо более интересное место, в котором гораздо приятнее заниматься болезненной или физической реабилитацией.

Особенную пользу это представляет для людей с ограниченными возможностями. Люди в креслах-каталках могут почувствовать себя снова стоящими на обеих ногах.

Да, это иллюзия, но что плохого в иллюзиях, если они дают надежду?

Источник: https://econet.ru/articles/58686-pyat-meditsinskih-primeneniy-virtualnoy-realnosti

Виртуальная реальность как инновационный метод лечения и реабилитации болезней

Виртуальная реальность в лечении боли и аффективных расстройств

Будущее принадлежит великим технологиям, и настоящее доказывает это. Люди научились создавать искусственный мир, в котором можно не только строить города и целиться в инопланетных монстров – в нем можно выздоравливать.

Виртуальная реальность сегодня спасает жизни людей в реальном мире. Это новое направление в медицинской науке, которое помогает врачу принимать безошибочные решения. Иногда это даже единственный способ реабилитировать человека.

Если ищите реабилитационный центр для восстановления, рекомендуем реабилитационный центр «Эвексия», где проводится реабилитация после перенесенного инсульта, травм позвоночника и хронических болей.

Что происходит с пациентом в виртуальном мире?

Чтобы погрузить человека в трехмерную среду виртуального пространства, не нужно вводить его в транс. То, что видит пациент в искусственном мире, – не галлюцинации, а результат работы линз, экрана и гироскопа – специального датчика, отслеживающего повороты головы.

Те, кто хоть раз надевал шлем или очки виртуальной реальности для игры, знакомы не понаслышке с этими ощущениями.

Со стороны может показаться, что пациент в очках или шлеме просто играет, пытается выполнить какие-то команды, заданные программой. На самом деле происходит гораздо большее – программа читает все состояния пациента, выявляет изменения и выстраивает задания для восстановления.

Виртуальный мир действует на непроизвольные движения пациента, провоцируя мышечные сокращения даже на парализованных участках тела.

Сознание человека очень гибкое, и при умелом воздействии на него можно добиться любых изменений, нужных для выздоровления. Какие действия могут выполнять люди при терапии виртуальной реальностью:

  1. Пациент, подключенный к специальным датчикам, может водить виртуальный автомобиль своей ампутированной и виртуально восстановленной верхней конечностью, тем самым избавляя себя от фантомных болей.
  2. Пациенты, страдающие аутизмом, социально адаптируются в имитированной среде людей, безболезненно участвуя в самых разных общественных ситуациях.
  3. Люди с нейрофизиологическими проблемами выполняют особые двигательные задачи, побуждая мозг восстанавливать нарушенные нейронные связи.

И это далеко не все возможности виртуальной реальности.

к оглавлению ↑

Виртуальное лечение фобий

Психиатры, обученные виртуальным технологиям, моделируют для своих пациентов с фобиями специальные ситуации, например:

  • взлет на самолете;
  • пребывание в замкнутой кабине лифта;
  • близкое созерцание поверхности с пауками;
  • хождение по крыше виртуального небоскреба.

В зависимости от конкретного случая можно менять степень воздействия этой «игры» на пациента, а также количество деталей. Даже поведение виртуальных персонажей зависит от воли мудрого специалиста.

К примеру, главный герой – пациент, который до смерти боится публичных выступлений, – произносит речь. А виртуальная толпа при этом запрограммирована либо внимательно слушать, либо неодобрительно кричать на спикера.

Суть виртуальной помощи заключается в том, что пациент имеет возможность пройти экспозиционную терапию этапами.

  • сначала болезненная ситуация воспроизводится в виртуальном пространстве, и пациент переживает в ней реальную панику;
  • затем психиатр помогает ему осознать, что реальной опасности не было, и постепенно вырабатывается привычка к ситуации, которая ослабляет фобию.

Пациенты, которые в реальной жизни ни при каких условиях не прыгнули бы с парашютом и не взяли в руки паука, легко соглашаются на виртуальную терапию, потому что в любой момент можно снять очки. Но польза от метода тем временем колоссальная.

к оглавлению ↑

Виртуальный мир избавляет от болевого синдрома

Человеческий мозг – это своего рода компьютер с особой операционной системой. Любое повреждение организма немедленно дает биоэлектрический импульс, который и побуждает мозг сигнализировать. Если заглушить импульс, человек не почувствует никакой боли даже от воздействия высокой температуры, например опустив руку в кипящую воду.

Пациенты с сильными ожогами всегда испытывают мучительную боль, которую порой не в силах снять ни один анальгетик. Особенно тяжело им переносить замены повязок.

Чтобы отвлечь ожоговых пациентов от боли и тем самым снизить болевой синдром, был разработан специальный Снежный Мир – виртуальная игра, создающая иллюзию холода.

Пока идет перевязка, пациенты в очках виртуальной реальности сражаются в ледяном пространстве с пингвинами и снеговиками. Как показали результаты исследований, в ходе игры пациенты в три раза реже зацикливаются на болевых ощущениях, так как задействован психологический фактор.

Одну и ту же боль человек может воспринимать по-разному, в зависимости от отношения к ней. Мозг, прежде всего, обрабатывает ту информацию, которая актуальна в данный момент, на которой сконцентрировано основное внимание.

Пациент, погруженный в виртуальный мир, сфокусирован на игровых событиях, где важны физические манипуляции. Поэтому мозг успешно переключается на виртуальные действия и «забывает» про болевые ощущения в реальном мире.

к оглавлению ↑

Виртуальная реальность для пациентов с шизофренией

Скептики могут возразить: разве можно помещать в виртуальную реальность человека, у которого и так уже есть свой воображаемый мир? Не просто можно, а даже необходимо, ответят медики.

Главный принцип и преимущество виртуальной реальности – это ее безопасность, как для пациента, так и для окружающих людей.

Шизофрения, прежде всего, должна изучаться в социальном контексте. И виртуальный мир для этих целей является более подходящим. Например, с помощью программы можно «поместить» пациента в метро и наблюдать за его поведением в окружении виртуальных людей.

Если персонажи нейтральны, а пациент уверен, что они следят за ним или пытаются завести с ним беседу, можно предположить наличие высокой степени паранойи.

С помощью специальных программ доктора и родственники пациента могут сами переместиться в искусственно созданное шизофреническое состояние. Это позволит лучше изучить природу данного заболевания и понять, как чувствует себя больной, что он видит. И конечно лечение в таком случае будет более эффективным.

к оглавлению ↑

Посттравматические стрессы и виртуальный мир

Несчастные случаи, катастрофы и военные действия наносят психологические травмы, после которых человек уже не может вести обычный образ жизни. Люди даже совершают суициды от чувства вины или невозможности принять ситуацию. Очень важно вовремя начать терапию и вернуть человека к полноценной жизни.

Для таких случаев существует особая диагностическая система: человек погружается в виртуальную реальность, а его состояние тем временем отслеживается при помощи набора датчиков-сенсоров. Сам пациент при этом заново переживает свой болезненный опыт и анализирует его. Такие эксперименты могут вызывать у больных сильнейшие психофизиологические реакции, иногда – сразу устранить стресс.

К примеру, в США был случай, когда виртуальная реальность помогла бывшему спецназовцу справиться с психологической травмой. Он винил себя в том, что не сумел спасти от смерти товарища. Специалисты с помощью игры воспроизвели этот момент и поместили туда пациента. Убедившись, что он сделал все возможное, ветеран спецназа очень скоро пошел на поправку.

к оглавлению ↑

Виртуальная реальность вернет телу движения?

Когда нарушаются нервные связи, человек теряет способность двигаться. Но и с этим недугом можно прибегнуть к помощи виртуального мира и получить существенную помощь. К тому же, многие пациенты охотно занимаются физической реабилитацией именно в виртуальной среде – она вызывает у пациентов более выраженный интерес и дает надежду на выздоровление.

Например, с помощью шлема и специальных датчиков можно ускорить процессы визуальной «отдачи» в мозгу. А именно – датчики превращают мозговые сигналы в команды, пациент совершает движения виртуальными конечностями, а мозг тем временем реабилитируется.

Пациентам после инсульта виртуальная реальность помогает улучшить движения рук и кистей, увеличить мышечную силу, развить чувство баланса. Мотивация в данном случае решает все. А как трудно бывает пациентам заставить себя тысячи раз повторять одни и те же движения, заново научить тело работать в обычном режиме.

Если не повторять упражнения систематически – мозг не перестроится. Виртуальная реальность сглаживает монотонность процедур тем, что включает чувство соперничества и предполагает творчество в красивой и увлекательной атмосфере.

к оглавлению ↑

Применение метода в реабилитационном центре Evexia

Пациенты, пережившие инсульт, нуждаются в особо бережном уходе и лучших медицинских технологиях. Вернуться к привычной жизни для них – главная и самая сложная задача. Реабилитация после инсульта – основное направление работы специалистов неврологического центра «Эвексия», расположенного на полуострове Халкидики (Греция).

Виртуальная реальность – один из новых методов реабилитации пациентов, который практикуют медицинские специалисты центра «Эвексия». Пациент, погруженный в виртуальный мир, получает сенсорные стимулы, которые помогают телу восстановить ощущение в пространстве и наладить работу мышц.

С помощью виртуальной реальности пациенты осознанно участвуют в терапии, достигая максимальных результатов. При этом учитываются индивидуальные потребности каждого пациента, что важно для последующего лечения.

Преимущества применения виртуальной реальности в реабилитационном центре «Эвексия»:

  • правильно поставленные цели лечения;
  • назначение индивидуальных упражнений разным пациентам;
  • возможность менять уровень сложности задания;
  • объективность оценки выполняемых процедур;
  • быстрая адаптация пациента к виртуальной среде;
  • сочетание развлечения с эффективной терапией;
  • мотивация пациента к лечению;
  • безопасность реабилитационной терапии в виртуальной среде.

На сегодняшний день Центр реабилитации Эвексия, проводит научные исследование с медицинским университетом в Болонье (Италия) под названием Rehab@home. Цель данного исследования – разработка программного обеспечения, которое поможет с помощью виртуальной реальности совершать часть реабилитационных занятий на расстояниях, контролируемых врачебной командой центра.

Официальный сайт Evexia

Виртуальная реальность лишь делает первые осторожные шаги в области медицины. Однако результативность этого метода уже очевидна. Это значит, что эра традиционных технологий истекает, а чего ждать от виртуальных очков – покажет время.

Меня зовут Наталья Ефратова. Летом 2017 года у моего мужа случился левосторонний инсульт. Парализовало практически полностью. Месяц он пролежал в городской больнице.

Затем с большим трудом мы перевели его в реабилитационный центр, в котором он месяц просто лежал, и ни о какой полноценной реабилитации речи и ни шло.

Через месяц нас выписали в том же состоянии, в котором и поступили. Сергей даже не научился нормально сидеть.

После такого лечения, мы решили бросить все силы на восстановление и решили обратиться в частный центр. Я пересмотрела массу информации в Интернете и на глаза мне попался центр «Эвексия». С самого первого обращения, я ощутила стремление помочь нам справиться с нашей проблемой.

Первоначально мы приехали сюда на две недели, но остались на полтора месяца. Мой муж стал ходить. Пока не очень уверенно и мы еще не добился желаемого результата в руке, но нам сказали, что нужно время. Но Сергей уже ходит и это для нас уже большая победа.

Перейти на официальный сайт >>>

Источник: http://ProInsultMozga.ru/sposoby-lecheniya/virtualnaya-realnost-v-vosstanovlenii.html

VR в медицине: современные достижения и перспективы | Medical Note

Виртуальная реальность в лечении боли и аффективных расстройств
VR в медицине – это реальность

Под виртуальной реальностью специалисты подразумевают среду, воссозданную настолько правдоподобно, что она создает иллюзию присутствия для наших органов чувств. Впечатления от контактного взаимодействия с искусственной средой бывают настолько полными, что отличить реальность от виртуальности зачастую невозможно.

Первое, что приходит в голову при словосочетании «виртуальная реальность» (virtual reality, сокр. VR) — это, конечно, игры. Реализовывается эффект присутствия в играх двумя способами.

Уже существуют достижения аппаратной реализации, способные полностью изолировать человека от внешнего мира — это 3D-очки, шлемы, костюмы. Скачать бесплатное приложение

Очки виртуальной реальности – уже почти обыденность

С другой стороны, такие вещи, как видеоэкран, многоканальная акустическая система или электронные устройства, воздействуя на нервные окончания, могут вызывать иллюзию прикосновений — или, например, дующего ветра. Это многократно усиливает впечатление от игры.

Объекты виртуальной реальности похожи по поведению на аналогичные реальные объекты. Однако в условиях «виртуальности» пользователи способны выходить за пределы физического мира: левитировать или создавать новые предметы.

При этом не следует путать виртуальную реальность с дополненной (augmented reality, сокр. AR). Покемоны из популярной игры являются искусственными элементами реального ландшафта — то есть дополняют объективную реальность. Виртуальная же реальность полностью конструирует новый мир.

Однако виртуальная реальность — это не только развлечения. В последнее время научное сообщество всерьез обсуждает перспективы «виртуальности» в медицине. Разберем на конкретных примерах, в каких областях медицины начали внедрять VR-технологи.

Хирургические операции и симуляторы для обучения студентов и хирургов

Продвижение VR-технологий в хирургии перспективно по очевидным причинам: ни в какой другой области медицины визуализация действий врача не играет столь важную роль. Любое ошибочное действие хирурга может стать фатальным.

Обладая трехмерной информацией о пациенте (такие сведения дает томография, трехмерные данные рентгеновских аппаратов и УЗИ), врачи могут создавать интерактивные модели, прогнозирующие последствия хирургического или лекарственного вмешательства в организм человека.

  • Онлайн-трансляция операции

В апреле прошлого года в Королевском Лондонском Госпитале провели операцию по удалению раковой опухоли, которую транслировали в сеть.

Хирург Шафи Ахмеде, который проводил операцию, использовал очки Google Glass. Тринадцать тысяч студентов в режиме реального времени наблюдали за манипуляциями хирурга и задавали ему вопросы. Текст вопросов отображался в периферийном окне очков. Во время операции хирург мог устно отвечать на реплики студентов.

Строго говоря, в этом проекте речь идет не о полном погружении студентов в операционную, а лишь о пассивном наблюдении чужих манипуляций через экраны обычных мониторов. Тем не менее, обучающий потенциал у подобной практики немалый.

Хирургические очки виртуальной реальности

  • Клиническая картина в режиме реального времени

Технологии дополненной реальности помогают хирургам в режиме реального времени получить всю информацию о клинической картине оперируемого человека.

Специалисты из Университета Дьюка (Северная Каролина, США) спроектировали очки дополненной реальности Hololense, благодаря которым хирург сможет увидеть 3D-картину мозга пациента. Очки накладывают данные компьютерной томографии на голову пациента, и врач может видеть в режиме реального времени, где находится его инструмент.

  • Симуляторы для обучения студентов

Компания Medical Simulation Corp. разработала симулятор Simantha, который представляет собой полноразмерный манекен с имитацией сердечно-сосудистой системы.

Окрашенную жидкость вводят в артерии и сосуды симулятора. Это позволяет наглядно управлять такими параметрами, как кровяное давление, сердечный ритм, насыщение кислородом и даже «уровень сознания» манекена.

На симуляторе можно задавать аномалии кровообращения и следить за последствиями действий врача: введения лекарств, манипуляций с сердцем и сосудами.

  • Стэнфордский симулятор для хирургов

Проект Стэнфордского университета Surgical Simulation по созданию симуляторов органов человека предназначен больше для опытных хирургов, которые могут в виртуальном пространстве отработать тонкие процедуры.

Недостаток врачебного опыта хирург вполне можно компенсировать с помощью такого тренажера. Не так давно редакция Medical Note писала о симуляторе сложных родов LucinaAR, который работает как раз по такому принципу.

VR для лечения деменции, психических расстройств и поражений нервной системы

Второе направление VR, активно развивающееся в медицине — тренажеры-симуляторы, конструирующие искусственный мир для пациентов с психическими отклонениями и когнитивными расстройствами.

  • Очки Virtual Relief для пациентов с деменцией

Virtual Relief разработала очки виртуальной реальности для страдающих от деменции — старческого слабоумия.

Человеку со старческим слабоумием сложно ориентироваться, усваивать новую информацию. В виртуальной обстановке для больных создают комфортную среду. В этой среде больные через игры тренируют память, владение языком и совершают простейшие упражнения по планированию задач на день.

  • Шлем, экзоскелет и очки для парализованных пациентов

Помните открытие Чемпионата мира по футболу, когда парализованный человек сделал первый удар по мячу?

для парализованного бразильского парня Пинто разработали экзоскелет, которым он может управлять при помощи шлема, считывающего сигналы головного мозга.

Та же группа американский ученых выпустила ошеломительную публикацию о возможности лечения паралича с помощью VR.

Лечение паралича по методу исследователей из Университета Дьюка 

После продолжительных тренировок в очках виртуальной реальности у парализованных пациентов восстанавливаются нервные связи между мозгом и мышцами. У 32-летней парализованной пациентки частично восстановилась двигательная функций нижних конечностей. Теперь она может передвигаться с помощью специальных ходунков.

  • Лечение последствий инсульта

Параличи вызваны не тем, что отказывает мышца, а нарушениями в управляющих областях мозга. Искусственная среда, в которой человек совершает движения, позволяет активировать двигательные области.

Швейцарская компания MindMaze использует виртуальную реальность для восстановления двигательной функции у больных после инсульта. Экзоскелет синхронизирует движения больного с картинкой, которую он видит в 3D-очках. Пациент видит, как в виртуальной реальности совершает мелкую моторику: передвигает мяч, сжимает его.

  • Лечение фобий и психических расстройств

Виртуальная реальность помогает лечить фобии (арахнофобия, боязнь высоты) и серьезные психические заболевания.

Исследователи из Оксфордского университета придумали способ лечения паранойи с помощью виртуальной реальности. С помощью специально созданного шлема пациента помещают в закрытое пространство (например, лифт), которое постепенно заполняют незнакомцами. У 20% участников эксперимента зафиксировали снижение параноидальных проявлений.

Уже более 20 лет ведущие клиники и медицинские центры США используют виртуальную реальность для лечения «вьетнамского», а с недавних пор «иракского» и «афганского» синдромов у солдат.

Ветеранам создают безопасную среду для адаптации в 3D-очках. С помощью контролируемых стрессовых ситуаций бывших военных обучают сдерживать негативные эмоции, которые могут быть причиной опасного для окружающих поведения.

Анестезия виртуальной реальностью

Идею применять VR в анестезиологических целях впервые предложил пионер в области интерактивных технологий в медицине, американский психолог Хантер Хоффман. Вполне вероятно, что виртуальная анестезия в будущем составит конкуренцию общему наркозу.

Сегодня «виртуальное обезболивание» способно:

  • Обезболить при помощи зимнего пейзажа

Лаборатория интерактивных технологий в Университете Вашингтона, в которой работает Хоффман, является одним из крупнейших в мире исследовательских центров виртуальной реальности.

Одной из последних разработок медиков из Университета Вашингтона стало обезболивание пострадавших от ожогов во время замены повязок с помощью 3D-очков, в которых им показывают заснеженные пейзажи. Иллюзия холода обманывает мозг пациентов, снижая болевые ощущения.

  • Снять страх перед операцией

Многие операции можно проводить под местным наркозом. Однако психологическое напряжение, страх, вид крови может привести пациента в шоковое состояние, при котором резко скачет давление и может случиться обморок.

Обычно хирурги снимают стресс у оперируемых седативными препаратами, но мексиканский хирург Хосе Луис Моссо Васкес надевает на пациента 3D-очки с успокаивающим контентом. В отличие от успокоительных, такой способ расслабления не имеет побочных эффектов.

  • Отвлечь пациента в стоматологическом кресле

Корпорация Carl Zeiss разработала очки Cinemizer OLED для пациентов стоматологических клиник. В ходе лечения пациенты могут смотреть фильмы 3D-формате, что помогает им расслабиться при проведении долгих операций.

Правда (по словам знакомого стоматолога), такой девайс зачастую мешает врачу проводить манипуляции и скорее является развлечением, чем действительно необходимой пациенту вещью.

  • Помочь ребенку привыкнуть к больнице

Больница пугает маленьких детей, оторванных от родных и знакомой обстановки. Голландский стартап VisitU с помощью 3D-очков и камеры на 360 градусов предоставляет способ оказаться дома или в школе в реальном времени.

Юные пациенты смогут поддерживать контакт с близкими, погрузиться в комфортную домашнюю среду, физически оставаясь при этом в больничной палате

Виртуальная медицина в России

Внедрение VR-технологий в различные сферы, будь то образование или медицина, начинается, конечно, с подготовки специалистов, обладающих соответствующими компетенциями. В России до сих пор не было программ, обучающих медиков навыкам работы с технологиями виртуальной реальности и искусственного интеллекта.

Однако в прошлом году президент по развитию Сколковского института науки и технологии Алексей Ситников сообщил, что Сколтех запускает образовательную программу по блокчейну и технологиям виртуальной и дополненной реальности.

Применение VR в российской медицине

Пока применение VR в российский медицине ограничивается методами реабилитации.

В ноябре в Клинической больнице № 1 МЕДСИ открыли «умный зал ФПР» — помещение, в котором пациенты, перенесшие черепно-мозговую травму или инсульт, восстанавливают необходимые в повседневной жизни навыки.

Схема “умного зала ФПР” в клинике МЕДСИ

Пациент видит на экранах домашнюю или городскую обстановку, учится совершать простейшие действия с помощью тренажеров, например, готовится к походу в магазин.

Медицинские VR разработки в России

В феврале Правительство РФ утвердило план реализации программы «Цифровая экономика Российской Федерации», в рамках которого к 2020 году в сфере здравоохранения запустят 16 проектов — от искусственного интеллекта до сверхчувствительных квантовых сенсоров.

Воплощать проекты в сфере медицины и реабилитации с применением технологии VR будет ООО «Тотал Вижен», которая разработала первый отечественный шлем виртуальной реальности. Заявленной целью компании является внедрение своих технологий в отраслях, где «принят курс на импортозамещение».

По планам правительственной программы, виртуальную реальность начнут использовать и для обучения врачей. Прототипом разрабатываемой системы станет австралийская NurseSim — симулятор виртуальной реальности с тактильной обратной связью для обучения медицинских сестер.

Независимо от программы, в Лаборатории специальной медицинской техники, технологии и фармацевтики МФТИ занимаются созданием системы виртуальной реальности для восстановления двигательных функций после инсульта.

За прототип системы разработчик, студент Григорий Крылов получил премию Фонда содействия инновациям «Умник». Григорий рассказал, что планирует создать аналог MindMaze, но проще и дешевле.

Рыночная оценка и перспективы

Перспективу рынка виртуальной реальности в медицине хорошо понимают бизнес-аналитики.

Так, в аналитической компании Research and Markets считают, что к 2023 году объем мирового рынка технологий дополненной и виртуальной реальности для здравоохранения приблизится к отметке в $5 млрд. По оценкам экспертов, уже в 2017 году AR- и VR-технологии медицинского назначения обеспечат выручку игрокам отрасли в размере $769,2 млн.

Пока VR-технологии еще не стали повсеместной врачебной рутиной. Приведенные примеры, в первую очередь из области хирургии, относятся скорее к исследовательским разработкам. Повсеместному внедрению VR мешают слабая доступность программных и аппаратных решений и недостаточное количество клинических испытаний.

Уверенно можно сказать, что многие из указанных технологий станут вполне обыденными совсем скоро. Разработки в области больших данных и искусственного интеллекта способны добиться внедрения виртуальной реальности во врачебную практику.

Искусственный интеллект, анализируя трехмерные данные, уже умеет давать подсказки врачам. Вполне возможно, что нейросеть вскоре начнет совершать хирургические операции самостоятельно.

Источник: https://blog.mednote.life/articles/vr-v-medicine

Приминение виртуальной реальности в индустрии здравоохранения и медицине

Виртуальная реальность в лечении боли и аффективных расстройств

Перевод статьи Applications of virtual reality in health industry автора Huy Bui Van.

Виртуальная реальность — это большая вещь в современном мире технологий, и об этом говорят повсюду! Виртуальная реальность также касается не только видеоигр, но и предлагает многообещающие решения для многих других сфер нашей жизни, таких как туризм, маркетинг, недвижимость и даже здравоохранение и медицина.

Для здравоохранения и медицинской промышленности виртуальная реальность применяется не только один или два года, но она уже много лет демонстрирует свою эффективность в этой отрасли, и ученые и специалисты в области медицины делают ставку на VR. Используя эту технологию, можно принести действительно много новых способов, которые могут помочь врачам обучать, диагностировать и лечить в бесчисленных ситуациях, и уже сейчас есть несколько VR приложений в индустрии здравоохранения.

Подготовка медиков в виртуальной реальности

Чтобы стать хорошим врачом или хорошей медсестрой, люди должны быть хорошо подготовлены, и им также нужен опыт. И виртуальная реальность является хорошим средством обучения в медицинских школах или других подобных учреждениях. Используя технологию VR, студенты могут приобретать знания и понимание человеческого тела посредством взаимодействия в виртуальной среде.

Очень интересная вещь, которую мы можем видеть в виртуальной реальности, заключается в том, что люди могут использовать эту технологию для улучшения навыков хирургии у студентов.

Как мы знаем, обучение для хирургов обычно включает в себя трупы и постепенный процесс оказания помощи более опытным врачам, прежде чем «новички» смогут принимать на себя задачи и больший объем операций.

Виртуальная реальность могла бы обеспечить другое средство практической деятельности без какого-либо риска для реальных пациентов: выполнять процедуры «руками», но в безопасных и контролируемых условиях, взаимодействуя с виртуальным пациентом и в результате этого, изучать навыки, которые они могут затем применять в реальном мире.

Экспозиционная терапия

Для лечения пациентов с фобиями мы можем использовать виртуальную реальность, чтобы принести им опыт, в котором им придется столкнуться с опасениями в контролируемой среде.

В этой среде пациенты могут попрактиковаться в своих страхах и научиться контролировать свои эмоции и избежать этого чувства. Кроме того, они будут находится в безопасной и легко останавливаемой или повторяемой обстановке в зависимости от обстоятельств.

Ведь самый эффективный способ справиться с нашими страхами — это противостоять им.

В плане использования технологий для лечения ряда расстройств или также известной как компьютерная когнитивно-поведенческая терапия (CBT) виртуальная реальность является одним из нескольких методов, которые приносят очень хорошие результаты.

CBT — особая форма терапии, которая побуждает страдающего говорить через свои проблемы, чтобы изменить негативные убеждения в позитивные формы действия. Познавательная поведенческая терапия включает беседу лицом к лицу с консультантом или групповой сессией, но CCBT заменяет это компьютерным интерфейсом.

Настройка виртуальной реальности подходит тем людям, которым неудобно говорить об их состоянии с другим человеком.

Лечение ПТСР

Посттравматическое стрессовое расстройство или ПТСР — это состояние, которое развивается, когда человек подвергается сильному стрессу или постравматическому состоянию.

Между тем, виртуальная реальность — это технология погружения, в которой человек носит дисплей, установленный на голове (HMD), который отображает трехмерные изображения.

Используя впечатляющий опыт виртуальной реальности, пациентов с ПТСР можно лечить эффективнее.

Пациенты носят гарнитуру виртуальной реальности (очки или шлем), чтобы погрузиться в среду, которая может снизить их уровень тревожности и чувство тревоги.

Однако эта виртуальная среда будет возобновлять в их памяти болезненные воспоминания или любые другие существующие убеждения, что заставит их изучить новые способы мышления и поведения, что положительно скажется на их жизни.

Цель этой терапии — помочь пациентам потерять чувство тревоги, вызванное их состоянием, чтобы они могли вести нормальную жизнь. Их физиологические и психологические реакции контролируются и анализируются как часть лечения. Кроме того, они используются для информирования о будущих разработках в этой технологии.

Призрачная боль в конечностях

Призрачная боль конечностей — общая деицидная проблема людей, которые теряют конечность. Это случается, например, с человеком без руки. У него может быть ощущение, что он сжимает кулак очень сильно, не может расслабиться.

Эта боль становится все более резкой или даже мучительной.

В прошлом одним из методов лечения такого пациента была зеркальная терапия: пациенты смотрят на зеркальное изображение присутствующей конечности, и, возможно, находят облегчение, когда мозг синхронизируется с движениями реальных и фантомных конечностей.

Аналогичным образом, исследование в 2014 году от медицинского журнала Frontiers in Neuroscience о роли виртуальной реальности, показало, что VR может сыграть роль в облегчении боли при фантомных конечностях.

Это работает следующим образом: датчики собирают нервные сигналы от мозга и в игре пациенты используют виртуальную конечность, с которой должны выполнять определенные задания.

Это помогает им получить некоторый контроль и узнать, например, как расслабиться, когда больно сжался кулак.

Возможности виртуальной реальности для инвалидов

В 1994 году появилась история о 5-летнем мальчике с церебральным параличом, погруженном в VR опыт, который позволял ему пронести инвалидное кресло через травянистое поле, или другой, который позволил 50 детям с раком провести некоторое время «плавая» вокруг Анимационного аквариума.

В последнее время многие компании и организации используют виртуальные миры, чтобы позволить пациентам взаимодействовать с другими через аватары. «Аватары являются графическими изображениями людей и могут быть настроены в соответствии с индивидуальными требованиями. Эти аватары ориентируются в своей среде, участвуют в деятельности и общаются с другими людьми.

Цель этой технологии — дать инвалидам возможность вести независимую жизнь там, где это возможно, и взаимодействовать с другими людьми.

Виртуальная реальность может научить их базовым навыкам, которые трудоспособные люди часто принимают как должное, но которые, тем не менее, по-прежнему важны для повседневной жизни.

К ним относятся кулинария, покупки и другие домашние задания. Тот же Job Simulator может помочь людям почувствовать себя полноценнее.

Задача состоит в том, чтобы повысить уверенность и самоуважение, что приведет к улучшению качества жизни. Инвалид способен взаимодействовать с обществом и чувствовать свою ценность.

Медитация в виртуальной реальности

Медитация очень полезна для всех нас, и если мы сможем найти среду с низким порогом вхождения для погружения, результат станет намного лучше. С точки зрения здравоохранения, медитация является хорошим способом лечения общей тревоги. Когда мы носим гарнитуру VR, мы можем погрузить в среду, которая поможет научиться заниматься медитацией.

Если вы все еще сомневаетесь, действительно ли медитация с виртуальной реальностью работает, можете взглянуть на эту статью на нашем сайте: Лучшие приложения для медитации в виртуальной реальности.

Контроль над болью

Многие люди, когда испытывают боль, пытаются что-то сделать, чтобы отвлечь свое внимание на другую вещь. Виртуальная реальность может помочь людям с такой проблемой погрузиться в другой мир, в котором их мозг будет сконцентрирован на чем-то другом.

Врачи надеются, что дистракционная терапия через виртуальную реальность может помочь им справиться с этой болью.

-игра VR из Вашингтонского университета под названием SnowWorld, которая включает в себя бросание снежков в пингвинов и прослушивание Пола Саймона, могла бы облегчить боль во время выполнения задач, которые могут быть мучительными, например, при лечении ран или физической терапии, путем подавления чувств и болевых путей в головном мозге.

Виртуальная реальность для лечения аутизма

У людей с аутизмом обычно есть проблемы с их социальными навыками, и чтобы помочь этим людям развивать свои социальные навыки, некоторые профессора из Техасского университета в Далласе (США) создали программу, использующую VR.

С помощью этой программы дети, подростки и молодые люди включены в социальные сценарии (собеседование или свидание с аватарами). Благодаря программе, они должны научится подбирать социальные сигналы и реагировать соответствующим образом.

Оценка и реабилитация повреждений головного мозга

Ученые создали среду в виртуальной реальности, в которой пользователи должны были выйти из здания, используя двери разных цветов.

Среда похожа на Висконсинский тест сортировки карточек, нейропсихологический тест, в котором участники сопоставляют карты.

Авторы пришли к выводу, что их тест измеряет те же когнитивные функции, что и ВТСК, и может оказаться более обоснованным, пишет CyberPsychology & Behavior.

Возможности для людей, «привязаных» к кровати

Один из основных аргументов против виртуальной реальности — люди могут пойти куда угодно и сделать что-нибудь с помощью гарнитуры VR — возможно, они никуда не пойдут в реальной жизни в пользу времяпровождения в идеальном виртуальном мире. Дело в том, что для тех, кто не имеет возможности выйти в реальном мире, будь то инвалиды или пожилые люди, виртуальная реальность может улучшить качество их жизни, если они ограничены одним местом жительства, или вообще кроватью.

Источник: http://vrvision.ru/priminenie-virtualnoj-realnosti-v-industrii-zdravoohraneniya-i-meditsine/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.